В соответствии с приведенными признаками вышеназванных принципах, рассмотренными нами в теоретическом исследовании, мы проанализировали все высказывания педагогов и разнесли по отношению к принципам работы педагога в проектной деятельности. Подсчитав количество отнесенных высказываний по отношению к каждому принципу, мы выявили то, в какой степени педагогами присваивают данные принципы.
В результате получились следующие данные:
Таблица 3.4.
Принципы работы педагога в рамках проектного метода обучения |
% соответствующих принципу высказываний |
% несоответствующих принципу высказываний |
Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками |
85% |
55% |
Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие |
55% |
45% |
Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей |
20% |
80% |
Принцип кооперативной работы в группе |
15% |
85% |
Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста |
85% |
15% |
Принцип критического осмысления собственной деятельности |
80% |
20% |
Принцип формирования качественно новой позиции педагога |
70% |
30% |
Таким образом, выводы по данным представленным в таблице 3.4. можно сделать следующие: учителя в данной школе не часто обращаются в своей работе к принципу кооперации в группе, что может свидетельствовать или об их неготовности, неумении работать в паре с другими педагогами, или о преобладании у них одной из основных характеристик традиционного способа построения образования, а именно монопольности на овладение единственно правильным знанием. Также об этом может свидетельствовать и нежелание учителей инициировать детские возможности и таланты в ходе реализации проекта - учителям легче контролировать деятельность детей, когда есть четкие указания со стороны взрослых, и нет необходимости ждать от детей проявления их инициативы и самостоятельности. Также не все учителя готовы признать ребенка свои равноправным партнером по деятельности, что может свидетельствовать о трудностях в принятии некоторыми учителями качественно новой позиции для реализации проектного метода обучения.
Но есть и положительные моменты – во-первых, учителя начинают все больше критически подходить к осмыслению собственной деятельности, использовать рефлексию, что, на наш взгляд, со времен приведет их к пониманию необходимости смены форм работы, принятых в традиционной школе, на те, которые используются в рамках проектного метода обучения.
Во-вторых, учителя лучше усвоили для себя основные задачи и особенности подросткового возраста, что привело к пониманию ими необходимости организации условий для реализации ведущих задач данного возраста, об этом может свидетельствовать предоставление со стороны взрослого ребенку права на самостоятельной действие.
И, наконец, в-третьих, на основе результатов анкетирования и включенного наблюдения, можно сказать, что формирование качественно новой позиции произошло больше чем у половины педагогов лицея№1, на базе которого реализуется проектный метод обучения.
II. На основе контент-анализа ответов учителей, на предмет изменений в личности педагогов, с точки зрения собственной самооценки, как изменений, позволил выделить 4 сферы, в рамках которых были выявлены изменения, а именно в предметной сфере, в сфере реализации проектного метода обучения, в сфере профессиональной и личной компетентности педагогов, в сфере понимания учителями задач подросткового возраста.
Материалы по педагогике:
Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...
Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...
Магнитное поле тока
Формирование понятия о магнитном поле основывается на фундаментальных экспериментах (опыт Эрстеда, доказавший существование магнитного поля тока, и опыт Ампера, доказавший действие магнитного поля на проводник с током) и на сопоставлении магнитного и электрического полей. С самого начала подчеркива ...