Таблица 3.5
Изменения, которые произошли с педагогами, в ходе проведения занятий по принципу проектного метода обучения | |||
В предметной области |
В области осуществления проектного метода обучения |
В области профессиональной и личной компетентности |
В области понимания задач возраста |
Расширение кругозора педагогов |
Овладение педагогическим коллективом методикой проектирования и понимании ее сути, основных отличительных особенностей от традиционного урока |
Понимание необходимости постоянного самосовершенствования, повышения квалификации, личностного и профессионального роста |
Понимание необходимости быть более чувствительным и внимательным к детским запросам, чтобы работа была более интересной и эффективной для обеих сторон |
Понимание сути и необходимости межпредметных связей, их применение на практике |
Самостоятельное овладение новыми методами работы с детьми, освоение позиции партнерских взаимоотношений с ребенком |
Умение признавать собственные ошибки, отсутствие страха перед возможностью их совершить |
Понимание психологического содержания возраста (дети стремятся работать в группе сверстников, в команде, с интересом берутся за ту работу, которая им самими предложена, нравится, результат которой нужно будет показать другим и возможность получения общественного признания) |
Ознакомление с современными педагогическими идеями, тенденциями |
Формирование способности к рефлексивному наблюдению за изменениями в личности ребенка |
Понимание детей, раскрытие их талантов, возможностей, способностей для педагогов с новой ранее неизвестной стороны | |
Изменение отношения к «трудным» и «проблемным» детям («они способны на большее», «знают больше, чем мы думаем», «нельзя навешивать на них ярлыки») | |||
Появление рефлексивного отношения к собственной деятельности, умения высказывать свою точку зрения достаточно четко и внятно | |||
Духовное развитие и самосовершенствование | |||
Рост педагогического энтузиазма, желания сделать и достичь большего в своей деятельности, профессии |
Конечно, в данном случае мы говорим только, об осознанных самими педагогами изменениях.
Подводя итоги данных, полученных в ходе опроса педагогов, можно говорить об изменении в деятельности и позиции учителей-участников федеральной площадки в лицее№1, участвующих в реализации метода проекта в обучении. И, тем не менее, еще предстоит большая работа в направлении преодоления препятствий в виде стереотипов мышления учителей, привыкших работать в педоцентрической парадигме, с преобладающими в ней консерватизмом и пассивностью, и невладение педагогами приемами педагогической поддержки и консультирования.
Мы полагаем, что если в рамках общеобразовательной школы будет организован проектный метод обучения, то тогда возможна, будет организация условий для реализации основных задач подросткового возраста. А именно организация условий для осуществления принципа диалогичности и партнерства в системе взаимоотношений «учитель-ученик», и переакцентировки предмета деятельности учителя с учебного материала на деятельность ребенка.
Мы полагаем, что выдвинутая нами гипотеза о том, что успешная реализация проектного метода обучения в общеобразовательной школе требует необходимым условием появление у педагога новой позиции, нового типа деятельности, умения поставить себя в принципиальную новую позицию по отношению к ученику, подтвердилась путем последовательного выполнения задач исследования.
Материалы по педагогике:
Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики
вторичных отклонений у детей с дизартрией
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока: Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, кото ...
Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа
В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независи ...
Психолого-педагогические основы применения средств наглядности обучения
Любые технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае если учитель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Ученики по-разному относятся к использованию технических средств на уроках. Одним это очень нравится: ...