Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются работы и об использовании игры при формировании у детей знаний, умений и навыков по отдельным предметам. Пожалуй, больше всего опубликовано книг и статей об игре в связи с освоением детьми математики в дошкольных детских учреждениях и в системе внеклассной работы. По нашим наблюдениям, в общеобразовательной школе игра чаще проводится на уроках математики, несколько реже - на уроках иностранного языка.
Игра оказывает существенное влияние на формирование человека. Однако спорным был и остается вопрос о целесообразности применения игры на уроке.
Прежде всего, определим, что будем понимать под игрой, так как сам термин «игра» многозначен.
Описанию и анализу игр посвящена огромная литература. Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения этого понятия. Например:
игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности;
игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе;
игра самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон;
игра как таковая - это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.
Наиболее полно и точно, в широком понимании, сущность игры характеризуется П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым: "Человеческая игра есть изначально мотивированная, первоначально установленная, генетически и специально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя и предметную (видимую), и теоретическую (мыслительную), и душевную деятельность".
Мы считаем, что в ареале этого определения может быть обоснована и суть дидактической игры, являющейся одним из видов этой специфической деятельности человека.
Некоторые философские аспекты игровой деятельности были осмыслены в работах Г.П. Щедровицкого, И.В. Бестужева - Лады, И.С. Кона и других отечественных философов и социологов. Так, Г.П. Щедровицкий полагал, что "игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей: в этом плане она есть особое педагогическое творение". И.С. Кон предлагал считать игру "механизмом самоорганизации и самообучения" психики ребенка. Это обобщенная модель "самости ребенка", способ собирания ребенком "своего Я", важнейшая универсальная форма, в которой идут «мощные процессы самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореабилитации».
Наиболее глубоко к настоящему времени рассмотрены психологические аспекты игры. Укажем в этой связи на работы СТ. Шацкого, ГТ.П. Блонского, Д.Б. Эльконина, Дж. Брунера, Ж. Пиаже и другие.
Д.Б. Эльконин оценивал значение игры в жизни человека следующим образом: "Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными очками зрения". Называя игру "арифметикой социальных отношений", он трактовал ее как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания мира взрослых. Выделяя разные периоды развития человека, ученый связывал их особенности с ведущими видами деятельности, и определял игру в детском возрасте как главное средство, способствующее разрешению внутренних противоречий и готовящее ребенка к осуществлению новых видов деятельности. Игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя альтернативные сценарии различных процессов жизни. Но в любой игре заложены "вольные" основы самовыражения, импульсы творческих подходов, выборов, предпочтений.
В работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и других была обстоятельно проанализирована роль игры как социально - психологического феномена. Так, Б.Г. Ананьев утверждал, что игра - это особая форма деятельности, она имеет свою историю развития, охватывающую "все периоды человеческой жизни". Л.С. Выготский акцентировал в игре способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. В ней происходит "творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка". Это своего рода "увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития". Именно это свойство игры привлекает ее участников.
Материалы по педагогике:
Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...
Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач
математических олимпиад для 7-9 классов
Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления ...
Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические
характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...