Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Долгое время психология и педагогика изучали в основном игру детей дошкольного возраста. "Приходится отметить, - как справедливо замечает Б.Г. Ананьев, - что не так просто обстоит дело с игрой, которую многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения, т.е. до "снятия11 игры учением. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления".
Среди работ, посвященных этой проблеме, следует выделить исследования, раскрывающие педагогические возможности творческих сюжетно - ролевых игр школьников (Е.А. Фомина, С.А. Шмаков, М.Г. Яновская), динамику возрастной мотивации игры (Т.Е. Конникова), особенности сюжетно - ролевых игр в подростковом коллективе (Э.В. Паничева, Л.М. Иванова, А.И. Ткаченко). Кроме того, обоснована и изучена роль игры в обучении отдельным предметам, ее место в структуре урока (Н.В. Огоркова, Л.И. Самгина); выявлены условия эффективного использования игровых ситуаций на различных этапах урока математики (М.И. Микитинская); раскрыта взаимосвязь учебной и игровой деятельности в обучении математике (Ж.В. Арутюнян).
Несмотря на разноплановость этих исследований, они позволяют выделить положения, которые обосновывают место и значение игры в обучении младшего школьника. Во-первых, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, игра не теряет своего значения и в процессе усвоения содержания новой деятельности - учения, что обусловливает "поиск игровых форм познания одновременно с внедрением специфических для учебной деятельности приемов и методов" . Во-вторых, все без исключения авторы, подчеркивают мощный эмоционально - мотивационный потенциал игры, являющийся важным, если не основным аспектом, стимулирующим познавательную активность школьников. В третьих, игра признается средством творческого самовыражения детей, условием включения младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.
Несколько разноречивы мнения ученых - дидактов о функциях игры в обучении: она признается средством воспитания и развития школьника (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев, О.С. Газман, В.А. Крутецкий, М.Н. Скаткин); мотивационным методом учения (Ю.К. Бабанский, Б.Ф. Паламарчук, Е.И. Пассов, Г.И. Щукина); эмоциональным стимулом (З.И. Равкин, М.В.Юрьева, М.Г. Яновская); формой организации коллективной, общественно - полезной деятельности школьников (Л.М. Иванова, В.А. Караковский, З.И. Леонтьева, Е.С. Махлах, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова); средством активизации учебного процесса (В.М. Кларин, Т.А. Ляпина, К.Д. Радина, Е.Э. Селецкая); методом обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Ш.А. Амонашвили, А.Я. Каруле, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, A.M. Пышкало). Как видим, вопрос о том, что такое дидактическая игра - метод, прием, форма или средство обучения - до сих пор в психологической и педагогической литературе не решен окончательно. С целью иллюстрации приведем несколько различных определений дидактической игры:
дидактическая игра - действенное средство умственного развития, уточняющее знания о предметах и явлениях жизни;
дидактическая игра - составная часть урока, которая служит углублению и закреплению знаний;
дидактическая игра - вид деятельности, включающий в себя два начала - игровое, когда центр тяжести перемещается с результата на процесс деятельности, и познавательное;
дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Подласый И.П. дал следующее определение: "Дидактическая игра - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. В процессе каждой игры ребенок выступает активным преобразователем действительности".
Обращает на себя внимание неординарное суждение о сущности дидактической игры, высказанное П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. По их мнению, "игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения - вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно - взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности. Сама же учебная игра -есть целеустремленная самостоятельная деятельность . школьников, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков, их применение для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы". Вслед за учеными мы признаем обучающую направленность дидактической игры и ее двуплановый характер в учебном процессе, позволяющий органично сочетать игру с другими видами деятельности, что дает нам возможность сформулировать рабочее определение игры.
Материалы по педагогике:
Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...
Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой
письменной коммуникации
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение у ...
Проектирование личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса
технической подготовки боксера
На рисунке 1 представлена блок-схема личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса, важными компонентами которого являются следующие основания: 1. Особенности современного социального заказа определяют модельные представления о воспитаннике спортивной школы – развитие их субъектной акти ...