Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 1

Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

В своей практике логопед использует принципы работы.

Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи. Процесс корригирующего обучения основан на общедидактических и специальных принципах.

Общедидактические принципы :

- воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности, индивидуального подхода.

Специальные принципы:

- этиопатогенетический (учет этиологии и механизмов речевого нарушения). Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

- системности и учета структуры речевого нарушения. Необходимо учитывать структуру речевого дефекта, определение ведущего дефекта.

- комплексности. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие важно при устранении всех сложных речевых нарушений.

- дифференциального подхода. Осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

- поэтапности. Логопедическое воздействие это целенаправленный процесс, в котором выделяются различные последовательные этапы.

- онтогенетический. Учет закономерности и последовательности формирования различных форм и функций речи.

- учета личностных особенностей.

- деятельностного подхода. Учет ведущей деятельности.

- использования обходного пути. При нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья (зрение, тактильные нарушения).

- формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Цель обследования – выявление механизмов симптоматики и структуры нарушений произносительной стороны речи, на основании которых будут разработаны методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Обследование детей, страдающих стертыми формами дизартрии, базируется на основе диагностических материалов О.Е.Грибовой [4] и включает следующие этапы:

Ориентировочный этап.

Проводится сбор анамнестических данных, где отмечаются индивидуально топологические особенности ребенка; заключение медика, ПМПК и т.д.; данные о беременности, родах; выяснение жалоб и запросов родителей.

Диагностический этап.

1. состояния связной речи;

2. словарного запаса;

3. грамматического строя речи;

4. звукопроизношения;

5. слоговой структуры слова;

6. строения и функций артикуляционного аппарата;

7. фонематического восприятия.

Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда.

Прогностический этап.

На данном этапе, на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Информирование родителей.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

Во время проведения диагностического обследования используются следующие задания и упражнения.

Упражнения и задания для проведения диагностического обследования произносительной стороны речи ребенка

1. Обследование артикуляционного аппарата:

° губы (расщепление верхней губы, укороченная верхняя губа, толстые, тонкие, неполное смыкание губ, норма);

° зубы (редкие, мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность., вне челюстной дуги, недоразвитые);

° язык (толстый, не умещается во рту, узкий, распластанный, напряженный);

° прикус (открытый передний, открытый боковой);

° строение челюсти (прогения, прогнатия);

° нёбо (высокое, узкое, плоское, готическое, низкое, расщелина, куполообразное);

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивн ...

Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...

Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии
Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные ...

Навигация