В последние годы существует тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи среди учеников начальных классов, так как значительная часть дошкольников не посещают детские дошкольные учреждения, и большинство из них не получают логопедической помощи.
К причинам речевых нарушений можно отнести внутриутробную патологию, приводящую к нарушению развития плода, родовые травмы, асфиксию во время родов, различные заболевания в первые годы жизни, травмы черепа, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия. Дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича.
кракен магазин kra4.glРечевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга называется стертой дизартрией.
Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. В возрасте 5-6 лет имеется высокий процент детей, имеющих нарушения произношения, обусловленное дизартрией, и их готовность к обучению во многом зависит от преодоления этих недостатков речи. Понятием «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии .
Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Дефекты речи ведут к речевому негативизму, к неуверенности в себе, к замкнутости, к мнительности, к оборонительно-агрессивному стилю поведения.
Причем разнообразные нарушения речи и психики нередко сочетаются с педагогической запущенностью ребенка. Подобная совокупность разнообразных факторов усугубляет процесс детского развития и препятствует обучению детей в массовой школе. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу, их трудно бывает компенсировать, так как к имеющимся дефектам добавляются новые: дислексия и дисграфия, что отрицательно сказывается на успеваемости.
Теоретическим обоснованием работы послужили труды Г.В. Чиркиной, Л.В. Лопатиной, О.Е. Грибовой, в которых рассматриваются вопросы диагностики, симптоматики произносительной стороны речи при стертой дизартрии. Представлено описание механизмов, проявлений нарушений и коррекционно-логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. В проектной работе представлен комплекс мероприятий по формированию произносительной стороны речи с учетом коррекции нарушенных компонентов произношения у дошкольников со стертой дизартрией.
Цель работы: разработка методических рекомендаций по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: процесс преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией.
Предмет исследования: специфика нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией и их преодоление.
Гипотеза исследования: формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией будет более успешным и эффективным, если учитывать:
1. Клинический аспект дефекта;
2. Обеспечение комплексного системного подхода;
3. Ведущую деятельность ребенка.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой мы определили задачи:
1. Создать психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по преодолению нарушений произносительной стороны речи у дошкольников, обусловленных стертой дизартрией, на основе изучения литературы.
2. Подобрать учебно-практический материал для коррекции нарушений произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии с учетом характера этих нарушений.
Практическая значимость работы состоит в разработке учебно-практических материалов, имеющих целью формирование и коррекцию нарушений произносительной стороны речи у дошкольников, и способствующих успешному усвоению программы общеобразовательной школы. Данная разработка может быть использована воспитателями, педагогами-психологами, логопедами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи.
Работа выполнена на базе «ДОУ «Буратино» города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области».
Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Материалы по педагогике:
Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...
Значение дидактических игр и упражнений. Представления
о геометрических фигурах
Основы всестороннего развития личности будущего гражданина заключаются в первые годы жизни ребенка, в дошкольном детстве. Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформулированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых ...
Психологические основы письменной речи на старшем этапе
В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации ...