На основе полученных данных в процессе диагностического обследования составлены методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Комплекс мероприятий включает упражнения по формированию и коррекции дыхания; мимики; упражнения на развитие голоса, темпа, ритма, интонации, дикции; упражнения артикуляционной гимнастики для постановки (коррекции) звуков с, сь, з, зь, ц, р, рь, л, ль; развитие фонематического восприятия.
Упражнения для развития дыхания
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Существуют физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Для этого используются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года – в прогулки.
Наиболее важными в развитии физиологического дыхания являются упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный- выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот
Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный –выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением на конце.
3. Вдох через рот, выдох через нос
Для контроля можно подносить к носу или ко рту зеркало, ватку или полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.
4. Вдох и выдох через рот
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением на конце.
5. Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
После успешного усвоения навыков физиологического дыхания, начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек.
2. «Узнай по запаху». Нужно узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
3. «Костер». Логопед кладет перед ребенком картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Ребенку предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
4. «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?». Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
5. «Покатай карандаш». Ребенку предлагается вдохнуть через нос и , выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от фломастера и т.п.).
6. «Бурлящая вода». Ребенку предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
7. «Кто забьет больше голов?». Дети задувают мячи – шарики из ваты (фольги) – в футбольные ворота.
8. «Надуй игрушку». Ребенку предлагается надувать резиновые надувные игрушки, воздушные шарики, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать резиновые игрушки и воздушные шары можно только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха.
Материалы по педагогике:
Условия развития учебной мотивации
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей ...
Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование
мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...
Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»
Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихог ...