· «Шарики» (поочередное надувание щек)
· «Самовар» («Паровозик»)
· «Шлепаем губами по языку» («Накажем непослушный язык»)
2. Упражнения по определению положения кончика языка (поднят или опущен)
· Произнести перед зеркалом звук И и определить местоположение кончика языка.
· Произнести перед зеркалом звук Д и определить местоположение кончика языка.
· Произнести перед зеркалом последовательно звуки (И…Д) и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).
· Произнести без зеркала звук И , затем звук Д и определить положение кончика языка.
· Определить звук по беззвучной артикуляции (И…Д).
3. Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка
Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят и прижат к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л – узкий.
4. Упражнения для постановки звуков С, З, Ц
· «Покусаем язык»
· «Покусаем боковые края языка»
· «Чистим зубы снаружи»
· «Загоним мяч в ворота»
· «Лопаточка»
· «Дуем на лопаточку»
· «Горка» («Мостик»)
· «Ветерок дует с горки»
· «Мостик построим – мостик разрушим»
· «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)
· «Катушка»
· «Жуем блинчик»
5. Упражнения для постановки звука Р«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
· «Маляр»
· «Барабанщик»
· «Лошадка»
· «Грибок»
· «Гармошка»
· «Кучер»
6. Упражнения для постановки звука Л
· «Парус»
· «Иголочка»
· «Маятник»
· «Змейка»
· «Индюк»
· «Качели»
· «Пароход»
Упражнения для развития мимики
Цель упражнений для развития мимики – развитие подвижности мимических мышц лица.
1. «Овощи – толстячки, овощи – худышки». Логопед выбирает играющих:
- Ты будешь толстяком помидором, а ты худенькой петрушкой.
Ты – толстенькая капуста, а ты – худой лук.
Справа от меня сидят овощи – худышки (дети втягивают щеки),
Слева – овощи – толстячки (дети надувают щеки).
Встретились толстяки и худышки (дети в зеркале смотрят друг на друга), Удивились худышки:
- Ах, какие вы овощи толстые (дети смотрят на толстячков, подняв брови вверх и широко раскрыв глаза).
Рассердились толстячки:
- Не такие уж мы толстые! (дети морщат губы, хмурят брови, сердито смотрят на худышек).
Удивились худышки:
- О, да вы еще сердитые! (дети округляют губы, как при произнесении звука О, раскрывают широко глаза и поднимают брови).
Еще больше рассердились толстячки:
- У-у-у! Мы действительно сердитые! (дети вытягивают губы в трубочку, сводят брови, сердито глядят на худышек).
Сморщили носы худышки:
- Ф-Фу! Не хотим с вами на одной грядке сидеть! (дети морщат носы, шепотом произносят «фу»).
Скривили губы толстячки:
- Пф! Ну и не надо! (дети изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, шепотом произносят «пф»).
Упражнения для развития мышц нижней челюсти
Цель упражнений для мышц нижней челюсти – развитие подвижности нижней челюсти, так как это залог правильного произношения многих звуков (О.Ю.Федосова, 2005).
Это упражнение сначала делается в замедленном темпе, затем быстрее.
1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного) , язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт.
2. Движения челюстью влево – вправо.
3. Круговые движения челюстью по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Упражнения для развития фонематического слуха
Цель упражнений для развития фонематического слуха – развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными.
Направления работы по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне
1. Формирование восприятия устной в процессе имитации слогов:
- в работе таблицами, включающими слоги типа (СГ, где С – согласный, г – гласный): пю, во, ха, зу, пе, ти, вя, то и т.п.
- в работе с таблицами, включающими слоги типа (ГС): ют, ом, ош, эм, ол и т.п.
- в работе с таблицами, включающими слоги типа (СГС), (ССГ), (СГСС): рек, лям, ста, пле, прень, чтуй и т.п.
2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука:
- распознавание дефектного произношения в чужой речи (взрослого и ребенка), отличающегося от собственного;
Материалы по педагогике:
Формирование культуры делового общения посредством
работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...
Сущностная характеристика процесса обучения
выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...
Условия развития учебной мотивации
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей ...