Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 6

· «Шарики» (поочередное надувание щек)

· «Самовар» («Паровозик»)

· «Шлепаем губами по языку» («Накажем непослушный язык»)

2. Упражнения по определению положения кончика языка (поднят или опущен)

· Произнести перед зеркалом звук И и определить местоположение кончика языка.

· Произнести перед зеркалом звук Д и определить местоположение кончика языка.

· Произнести перед зеркалом последовательно звуки (И…Д) и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).

· Произнести без зеркала звук И , затем звук Д и определить положение кончика языка.

· Определить звук по беззвучной артикуляции (И…Д).

3. Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка

Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят и прижат к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л – узкий.

4. Упражнения для постановки звуков С, З, Ц

· «Покусаем язык»

· «Покусаем боковые края языка»

· «Чистим зубы снаружи»

· «Загоним мяч в ворота»

· «Лопаточка»

· «Дуем на лопаточку»

· «Горка» («Мостик»)

· «Ветерок дует с горки»

· «Мостик построим – мостик разрушим»

· «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

· «Катушка»

· «Жуем блинчик»

5. Упражнения для постановки звука Р«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

· «Маляр»

· «Барабанщик»

· «Лошадка»

· «Грибок»

· «Гармошка»

· «Кучер»

6. Упражнения для постановки звука Л

· «Парус»

· «Иголочка»

· «Маятник»

· «Змейка»

· «Индюк»

· «Качели»

· «Пароход»

Упражнения для развития мимики

Цель упражнений для развития мимики – развитие подвижности мимических мышц лица.

1. «Овощи – толстячки, овощи – худышки». Логопед выбирает играющих:

- Ты будешь толстяком помидором, а ты худенькой петрушкой.

Ты – толстенькая капуста, а ты – худой лук.

Справа от меня сидят овощи – худышки (дети втягивают щеки),

Слева – овощи – толстячки (дети надувают щеки).

Встретились толстяки и худышки (дети в зеркале смотрят друг на друга), Удивились худышки:

- Ах, какие вы овощи толстые (дети смотрят на толстячков, подняв брови вверх и широко раскрыв глаза).

Рассердились толстячки:

- Не такие уж мы толстые! (дети морщат губы, хмурят брови, сердито смотрят на худышек).

Удивились худышки:

- О, да вы еще сердитые! (дети округляют губы, как при произнесении звука О, раскрывают широко глаза и поднимают брови).

Еще больше рассердились толстячки:

- У-у-у! Мы действительно сердитые! (дети вытягивают губы в трубочку, сводят брови, сердито глядят на худышек).

Сморщили носы худышки:

- Ф-Фу! Не хотим с вами на одной грядке сидеть! (дети морщат носы, шепотом произносят «фу»).

Скривили губы толстячки:

- Пф! Ну и не надо! (дети изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, шепотом произносят «пф»).

Упражнения для развития мышц нижней челюсти

Цель упражнений для мышц нижней челюсти – развитие подвижности нижней челюсти, так как это залог правильного произношения многих звуков (О.Ю.Федосова, 2005).

Это упражнение сначала делается в замедленном темпе, затем быстрее.

1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного) , язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт.

2. Движения челюстью влево – вправо.

3. Круговые движения челюстью по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Упражнения для развития фонематического слуха

Цель упражнений для развития фонематического слуха – развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными.

Направления работы по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне

1. Формирование восприятия устной в процессе имитации слогов:

- в работе таблицами, включающими слоги типа (СГ, где С – согласный, г – гласный): пю, во, ха, зу, пе, ти, вя, то и т.п.

- в работе с таблицами, включающими слоги типа (ГС): ют, ом, ош, эм, ол и т.п.

- в работе с таблицами, включающими слоги типа (СГС), (ССГ), (СГСС): рек, лям, ста, пле, прень, чтуй и т.п.

2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука:

- распознавание дефектного произношения в чужой речи (взрослого и ребенка), отличающегося от собственного;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Условия развития учебной мотивации
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей ...

Навигация