Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.
После того, как у ребенка будет сформирован плавный, длительный выдох, вводятся голосовые упражнения, при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.
Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).
2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э, о – у, и – ы, э – и. (шепотом, голосом).
3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э – о, о – у – и, о – у – а, о – э – ы, а – у – о (шепотом, голосом).
4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э – о – у, а – о – у – э, о- у – а – и, а- о – у – э (шепотом, голосом).
5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.
6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.
7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам – труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у; животным – медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; явлениям природы – ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а и т.п.
Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).
1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф – с, с – ш. ш – с, х – ф и др.
3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф – с – ш и др.
4. Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф – с – ш – х и др.
5. Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор: р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р-р; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с).
6. «Трубач». Сидя, медленно вдыхая громко произносить: пф-ф-ф (4-5 раз).
7. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф (3-4 раза).
8. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 минут. На выдохе произносить м-м-м-м-м.
Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале слогов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, затем два, три и т.д.
1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап; апа, апа-апа, апа-апа-апа, апа-апа-апа-апа.
2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: та-па, ти-пи, то-по; та-па-ва ,ти-пи-ви, то-по-во; та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.
3. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи и т.п.
4. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными: па-па-та, па-па-то, па-па-ту, па-па-бу; па-то-ту-пи, па-по-ту-пи, па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи; па-то, па-то-ту, па-то-ту-пу.
5. Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам (барабан: там-там-там, колокольчик: динь-динь-динь; дудочка: ду-ду-ду); предметам (стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би, косит коса: вжик-вжик-вжик, идут часы: тик-так, тик-так, фотографирует фотоаппарат: чик-чик-чик); животным (кошка: мяу-мяу-мяу, курица: ко-ко-ко, гусь: га-га-га); явлениям природы (капает водичка: буль-буль-буль); людям (укусила оса: ой-ой-ой).
Материалы по педагогике:
Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...
Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них. Мотивация ...
Интерес в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию
учения
Характеризуя интерес в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности как один из компонентов учебной мотивации. Сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных проце ...