6. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.
7. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить: ку-ка-ре-ку.
8. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз –медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.
1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика.и т.д.
2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.
3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.п.
4. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, 2-й этаж. 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?
5. Упражнение на счет. И.п. – встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет 1-2 (про себя), задержка дыхания на счет 1 (про себя), плавный выдох на счет 1-10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать считать до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая.голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха).
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз
Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные задания.
1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.
§ Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй – еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
§ Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.
§ «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».
2. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)
§ Какой сегодня день недели? (Сегодня…)
§ Какой завтра день недели? (завтра…)
§ Какой день недели был вчера? (Вчера…)
§ Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник…)
§ Какой второй месяц зимы? (Второй…)
§ Какой третий месяц зимы? (Третий…)
§ Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь…)
(Аналогично поводится работа на речевом материале о других временах года.).
Упражнения для развития голоса
Цель упражнений по развитию голоса – формирование свободного звучания голоса с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха и рождается плавный звук. Для работы используются сонорные звуки М, Н, Л, Р – самые звучные согласные, которые усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Даны упражнения на выработку правильного направления звука и тренировку правильного звучания на коротких текстах.
Упражнения на правильное направление звука
«Стон».
Описание: У вас болит горло или голова. Вы тихо стонете на звуке М Стон свободно выходит из гортани, звук спокойный, тянущийся, монотонный. Зубы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук, ног расслаблены. Голову слегка перекатываем: вниз, направо, назад, налево, вниз. К согласному М подключаем гласные звуки (А, О, У, Э,…) произносим мягко, без толчков.
М М М а М М М
М М М а М М М…
Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на звуке М. Можно произнести фразу: «Маму я молю упрямо: молока налей мне мама».
М М М а М М М у я М М М о Л ю у п р я М М М о
М М М о Л о к а Н а Л е й М М М н е М М М а М М М а…
Материалы по педагогике:
Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе
интеграции искусств
Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел. Целью методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств. Задачи: 1. Обучающая – ...
Создание и развитие системы начального музыкального образования в
г.Белгороде
С малых лет следует приучать ребенка усваивать красоту звука. Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение, его необходимо приобщать к музыкальной культуре, чтобы музыка стала его эстетической потребностью. Но сейчас музыка звучит разная, очень много музыки некачественной. Разобраться в ней пом ...
Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...