Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 7

- распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному в чужой речи. Логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.

Направления работы по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Выделение звука на фоне слова.

4. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

5. Определение последовательности и количества звуков в слове.

6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных упражнений рекомендуется следующая последовательность и содержание речевого материала (на примере звука С):

1. Слоги структуры типа СГ: та, са, мы, ду, со, ру, сы, на, су, ко, са, вы, му и другие.

2. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дым., сон, рак, сын, лак, нос, лес.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, оса, лиса, рука, сухо, косы, весы и другие.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, дубок., сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый.

5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, карман, сугроб, лесной, весна и дрегие.

6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, гром, сноп и другие.

7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: куст, мост, волк, пласт и другие.

8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: слава, столы, трава, скала, свая, слоны, скатерть, крыло и другие.

9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, скамейка.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствуют совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок. Поэтому после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками:

· с артикуляторно близкими, но акустически далекими (например, С-Ш);

· с артикуляторно и акустически близкими (например, С-З, С- С мягкий, С-Ц).

В процессе дифференциации звукв можно использовать приведенные выше упражнения , изменив содержание речевого материала (включив в него слоги, слова с дифференцируемыми звуками).

Логопедический массаж

Цели логопедического массажа – нормализация тонуса мышц; ликвидация ассиметрии лица; сокрацение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации, дифференциации звуков) и минимизация рецидивов .

Основные приемы логопедического массажа:

1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая ее, не собирая в складки. Если прием проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами.

2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9движений в минуту) – расслабляет.

3. Разминание – смещение тканей с их захватом – действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведет к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени – стимулирующее.

4. Вибрация – передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребенка. Вибрация бывает двух типов:

- прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, постукивание). Она стимулирует мышцы;

- непрерывная – колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.

При гипотонусе используют следующие приемы: поглаживание, быстрое растирание, разминание, сильная прерывистая вибрация, поколачивание (движения ритмичные).

При гипертонусе применяются в основном поглаживание, медленное растирание и легкая вибрация. Массаж проводится медленно, не вызывая боли.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Материалы по педагогике:

Развитие самообразования в России
Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв. В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура — фактом самообразования. Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Франц ...

Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности. Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При ...

Проектирование личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса технической подготовки боксера
На рисунке 1 представлена блок-схема личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса, важными компонентами которого являются следующие основания: 1. Особенности современного социального заказа определяют модельные представления о воспитаннике спортивной школы – развитие их субъектной акти ...

Навигация