Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 5

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, о чем -то спросить. Логопед объясняет, что в конце вопросительного предложения голос повышается, а в конце предложения ставится вопросительный знак. Показывается карточка и выучивается предложение про вопросительный знак: «Это кривоносый вопросительный знак, задает он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как?» После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросы, поднимая карточку с вопросительным знаком. Примерный текст: «Хомяк. Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в норку перекатывать».

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Детям предлагается последовательно несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!». Проводится беседа по каждой из картинок. Логопед объясняет, что при произнесении восклицательного предложения голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Выучивается стихотворение о восклицательном знаке: «Чудак – восклицательный знак! Никогда он не молчит, оглушительно кричит: Ура! Долой! Караул! Разбой!» После знакомства со знаком детям предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком. Примерный текст:

- Я самый важный! Я всех бужу, - говорит будильник.

- Я важнее! Всех вожу, - говорил автобус.

- А я важнее вас! Я построил этот дом, - говорил подъемный кран.

Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало:

- Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Упражнения по формированию дикции

Цель упражнений по формирования дикции – выработка четкого, ясного проговаривания звуков родного языка.

Чтобы речь была ясной, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба. Упражнения по дикции проходят в форме хорового или индивидуального произнесения и даются в игровой форме. В работе нужно учитывать, что взрывные согласные очень полезны для тренировки четкой речи. Они образуются при прорыве воздушной струей препятствий: крпко прижатого кончика языка к верхним резцам (т – д); задней части спинки языка, крепо прижатого к твердому небу (к – г); затвора обеих губ (п – б).

«Жонглируем» - пи! пэ! па! по! – взрываем воздух.

«Бросаем снежки» - ба! бо!

Тренировка перечисленных согласных развивает весь артикуляционный аппарат: п-б – губы, т-д – кончик языка. Звуки к-г – укрепляют корень языка. Если у ребенка отсутствует звук Р, то следует чаще давать упражнения именно с этими звуками: та-та-т-ат-та-та-та-та! с убыстрением да-да-да-да-…-да, тук-тук-тук-…-тук.

Эти упражнения вырабатывают вибрацию кончика языка, необходимую для произношения звука Р.

Речь детей несовершенна в звуковом отношении, много косноязычная, т.е. шипящие (ш, ж, ч), свистящие (с, з, ц), сонорные (р, н, л) произносятся неправильно, поэтому важно показать ребенку правильную артикуляцию при произнесении звука «С» или «Ш» и т.д. – так как каждый звук имеет свою артикуляцию, т.е. правильное положение органов речи.

Для выработки правильной дикции используют упражнения «Жонглеры», «Теннис», «Бадминтон», «Кольцеброс», «Гребцы» и т.д.

Артикуляционные упражнения

Цель артикуляционных упражнений - коррекция звукопроизношения (О.И. Крепенчук, 2006). Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

1. Упражнения для общей артикуляционной гимнастики

· «Улыбка»

· «Хоботок» («Трубочка»)

· «Домик открывается»

· Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»

· «Любопытный язычок»

· «Лягушка»

· «Зайчик»

· «Окошко»

· «Язык здоровается с подбородком»

· «Язык здоровается с верхней губой»

· «Обезьянка»

· «Бульдог»

· «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

· «Хомяк»

· «Кружок»

· Чередование «толстячки – худышки»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Характеристика историографии профессионального образования в Башкирии
К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы ...

Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах
«Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в полной средней школе (в старших классах) курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение первым ...

Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...

Навигация