Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Страница 1

Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока:

Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, который назначает для лечения медикаментозные средства, ЛФК, массаж, рефлексотерапию, физиотерапию и др.

Второй блок – психолого-педагогический. Здесь происходит развитие зрительного и слухового восприятия, фонематического слуха, стереогноза (узнавание предметов на ощупь), пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, внимания, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа. В этом блоке работа осуществляется поэтапно:

1) Первый этап – подготовительный (индивидуальная работа). На данном этапе логопед проводит работу в следующих направлениях: нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа, нормализация моторики артикуляционного аппарата, голоса, речевого дыхания, просодики, мелкой моторики рук.

2) Второй этап – выработка новых произносительных навыков (индивидуальная работа). Логопед продолжает работу первого этапа, при этом вырабатывает у ребенка основные артикуляционные уклады (дорсальный, какуминальный, альвеолярный, небный), занимается коррекцией нарушений произносительной стороны речи, которая включает развитие фонематического слуха; вызывание конкретного звука; закрепление вызванного звука, его автоматизация; дифференциация поставленного звука с оппозиционными фонемами.

3) Третий этап – выработка коммуникативных навыков и умений. На данном этапе происходит формирование у ребенка навыков самоконтроля. Логопед вводит звук в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, поговорок, чистоговорок, составление предложений, рассказов, пересказ). Здесь же происходит включение в лексический материал просодических средств, различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменение темпа речи и тембра голоса, определение логического ударения, соблюдение пауз и др.

4) Четвертый блок – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Логопед проводит работу по устранению фонематических и лексико-грамматических нарушений на подгрупповых занятиях в соответствии с программами устранения ФФН и ОНР.

5) Пятый блок – подготовка детей к обучению в школе. Работа по формированию графо-моторных навыков и психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

IV и V блоки реализуются параллельно с I, I I, III блоками.

Успех логопедический занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

· Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

· Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.

· Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

· Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

· Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развтия зрительно-кинестетических ощущений.

· Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка является более сохранной. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координаций, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

· При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этим «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

· У детей с поражением ЦНС важное особое место имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи преследует цель – формирование артикуляционного праксиса, результатом которого должно стать правильное произношение.

Работа по развитию артикуляционного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей, формируется ощущение кончика, спинки, корня языка, его боковых краев. Для этого используется зрительный показ, тактильная стимуляция шпателем, опора на вкусовые ощущения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Письмо как форма письменного общения
В данном параграфе мы рассмотрим письмо как форму общения, а также некоторые трудности, возникающие при обучении письменной речи. Письмо представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста. Как правило, при построении письменн ...

Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...

Закаливание воздухом
Воздушные закаливающие процедуры могут применяться как в состоянии покоя, так и в сочетании с физическими упражнениями. Об эффективности занятий физическими упражнениями на открытом воздухе свидетельствуют многочисленные исследования: улучшается функциональное состояние терморегуляторного аппарата, ...

Навигация