Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Страница 2

Затем следует работать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок произносит без искажений. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, в первую очередь нужно работать над теми, которые у ребенка лучше корригируются.

Основным условием успешной работы является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых с постепенным добавлением к ним новых элементов (с подключением слухового и зрительного анализаторов):

o сначала вырабатывается способ подачи воздушной струи;

o затем к воздушной струе подключается голосоподача;

o далее отрабатывается подача голосодыхательной струи к фокусу артикуляции;

o выработка позиции языка (для язычных звуков);

o выработка позиции губ (для губных звуков);

o звуки л, ль, р, рь при дизартрии нужно ставить медленно, ступенчато: автоматизируются только хорошо поставленные звуки;

o целесообразно сначала ставить звонкие, а потом глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

После отработки всех компонентов артикуляции и закрепления полученного результата проводится логопедическая работа по постановке нарушенных звуков. Начинаем работу с наиболее легких для ребенка звуков, имея цель поставить все нарушенные звуки.

1. Постановка нарушенных звуков

Звук [з]. Для постановки звука необходимо сделать следующее:

§ отрабатывать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка (ладонь под подбородок и подуть на нее);

§ далее к воздушной струе присоединять голос, возникает звук, сходный с [ув];

§ создать ощущение голосодыхательной струи на кончике языка (положить кончик языка таким образом, чтобы он закрыл ее). Поставить ладонь под подбородок и подать голосодыхательную струю – возникает звук, близкий к [в];

§ затем предложить ребенку оскалить зубы и положить кончик языка между резцами, язык не прижимать, подать голосодыхательную струю – слышится звук [з];

§ необходима отработка ощущения легкого касания языка – высунуть язык, пощекотать его шариковым зондом (уточнить, почувствовал ли ребенок щекотание), затем коснуться языком нижних резцов;

§ после того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, он произносит звук на оскале в межзубном положении, затем убирает кончик языка за нижние резцы.

При такой постановке звука [з] звук [с] корригируется спонтанно, по мере автоматизации звука [з]. Звук [зь] ставится в сочетании [и-ззз-ииии], [сь] – в сочетании [и-ссс-ииии].

Звук [ц] обычно коррегируется спонтанно после автоматизации звука [с] и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание [а-т-с] или аналогичное сочетание с другими гласными (с ускорением).

Звук [ж]. Для постановки звука [ж] необходимо сначала отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка, затем положить широкий кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрыл ее и, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи.

Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, выполняем упражнение на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, поднимая ее пальцем. Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяем голос, слышим звук, похожий на [в]. Когда усвоена предыдущая позиция, во время голосоподачи убираем кончик языка за верхние зубы на оскале до получения звука [ж].

Нельзя ставить шипящие звуки при дизартрии с помощью придания губам формы рупора – это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Звук [ж] успешно ставится и с помощью зондов. Зонд подводится под переднюю часть языка, ребенку предлагаем пожужжать. Затем зонд перемещается вперед – назад, ребенок кивком головы показывает правильно или неправильно звучит звук (ребенок сам может взять зонд и «поискать» у себя во рту нужный звук).

Звук [ш] корригируется спонтанно, после автоматизации звука [ж].

Звук [щ] можно поставить в сочетании с [и-шшш-иии]. Можно использовать зонды, аналогичные [ж].

Звук [ч] ставится в сочетании с [а-ть-щ] или в сочетании с другими гласными.

Звук [л] ставится после отработки воздушной струи.

§ Сначала пропеваем [а-а-а] с широко открытым ртом.

§ Во время пропевания нужно касаться узким краем языка поочередно то нижней, то верхней губой.

§ Далее предложить показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее.

§ Во время пропевания несколько раз плотно прижимаем кончик языка к середине верхней губы - [ла-ла-ла].

Упражнение фиксируется, а позднее кончик языка перемещается к верхним резцам и убирается за них. При нарушении координации ребенку трудно установить кончик языка на середину верхней губы, в таких случаях рекомендуется ставить кончик языка в верхнее преддверие рта и выполнять упражнения в такой позиции.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения
Указанные положения классической дидактики сохраняют свое научное значение и для современного обучения. Разница состоит лишь в том, что в настоящее время весьма усовершенствована и получила широкое развитие система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предм ...

Лингвокультурологический аспект обучения русскому языку в условиях формирования казахско-русского билингвизма
В статье рассматриваются лингвокультурологический аспект обучения русскому языку в условиях формирования казахско-русского билингвизма Рост интереса к изучению языков приводит к активизации межкультурного общения, что делает чрезвычайно острой проблематику соотношения языка и культуры, как на нацио ...

Навигация