Затем следует работать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок произносит без искажений. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, в первую очередь нужно работать над теми, которые у ребенка лучше корригируются.
Основным условием успешной работы является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых с постепенным добавлением к ним новых элементов (с подключением слухового и зрительного анализаторов):
o сначала вырабатывается способ подачи воздушной струи;
o затем к воздушной струе подключается голосоподача;
o далее отрабатывается подача голосодыхательной струи к фокусу артикуляции;
o выработка позиции языка (для язычных звуков);
o выработка позиции губ (для губных звуков);
o звуки л, ль, р, рь при дизартрии нужно ставить медленно, ступенчато: автоматизируются только хорошо поставленные звуки;
o целесообразно сначала ставить звонкие, а потом глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.
После отработки всех компонентов артикуляции и закрепления полученного результата проводится логопедическая работа по постановке нарушенных звуков. Начинаем работу с наиболее легких для ребенка звуков, имея цель поставить все нарушенные звуки.
1. Постановка нарушенных звуков
Звук [з]. Для постановки звука необходимо сделать следующее:
§ отрабатывать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка (ладонь под подбородок и подуть на нее);
§ далее к воздушной струе присоединять голос, возникает звук, сходный с [ув];
§ создать ощущение голосодыхательной струи на кончике языка (положить кончик языка таким образом, чтобы он закрыл ее). Поставить ладонь под подбородок и подать голосодыхательную струю – возникает звук, близкий к [в];
§ затем предложить ребенку оскалить зубы и положить кончик языка между резцами, язык не прижимать, подать голосодыхательную струю – слышится звук [з];
§ необходима отработка ощущения легкого касания языка – высунуть язык, пощекотать его шариковым зондом (уточнить, почувствовал ли ребенок щекотание), затем коснуться языком нижних резцов;
§ после того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, он произносит звук на оскале в межзубном положении, затем убирает кончик языка за нижние резцы.
При такой постановке звука [з] звук [с] корригируется спонтанно, по мере автоматизации звука [з]. Звук [зь] ставится в сочетании [и-ззз-ииии], [сь] – в сочетании [и-ссс-ииии].
Звук [ц] обычно коррегируется спонтанно после автоматизации звука [с] и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание [а-т-с] или аналогичное сочетание с другими гласными (с ускорением).
Звук [ж]. Для постановки звука [ж] необходимо сначала отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка, затем положить широкий кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрыл ее и, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи.
Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, выполняем упражнение на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, поднимая ее пальцем. Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяем голос, слышим звук, похожий на [в]. Когда усвоена предыдущая позиция, во время голосоподачи убираем кончик языка за верхние зубы на оскале до получения звука [ж].
Нельзя ставить шипящие звуки при дизартрии с помощью придания губам формы рупора – это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Звук [ж] успешно ставится и с помощью зондов. Зонд подводится под переднюю часть языка, ребенку предлагаем пожужжать. Затем зонд перемещается вперед – назад, ребенок кивком головы показывает правильно или неправильно звучит звук (ребенок сам может взять зонд и «поискать» у себя во рту нужный звук).
Звук [ш] корригируется спонтанно, после автоматизации звука [ж].
Звук [щ] можно поставить в сочетании с [и-шшш-иии]. Можно использовать зонды, аналогичные [ж].
Звук [ч] ставится в сочетании с [а-ть-щ] или в сочетании с другими гласными.
Звук [л] ставится после отработки воздушной струи.
§ Сначала пропеваем [а-а-а] с широко открытым ртом.
§ Во время пропевания нужно касаться узким краем языка поочередно то нижней, то верхней губой.
§ Далее предложить показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее.
§ Во время пропевания несколько раз плотно прижимаем кончик языка к середине верхней губы - [ла-ла-ла].
Упражнение фиксируется, а позднее кончик языка перемещается к верхним резцам и убирается за них. При нарушении координации ребенку трудно установить кончик языка на середину верхней губы, в таких случаях рекомендуется ставить кончик языка в верхнее преддверие рта и выполнять упражнения в такой позиции.
Материалы по педагогике:
Понятие игры, ее значение
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения ...
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах. Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе д ...
Алгоритмизированное обучение
Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы – строгие предписания – очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняют ...