Основные компоненты произносительной стороны речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.
В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. За 5 лет жизни у ребенка формируется система фонем родного языка. Появление звуков речи связано с подготовленностью артикуляционной базы. Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Основными в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, заменах, пропусках звуков. Наряду с этим присутствуют нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Отмечаются нарушения голоса и расстройства речевого дыхания за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры.
В большинстве своем для форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Ведущими механизмами расстройств произношения при стертой форме дизартрии являются: нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата (повышение тонуса, понижение тонуса, меняющийся тонус мышц) и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, дискоординационные расстройства, синкинезии и насильственные движения, а также недостаточность артикуляционного праксиса, выражающаяся в двух видах нарушений: кинетическом и кинестетическом. Кроме того, нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата и нарушением в развитии фонетико-фонематического восприятия.
Коррекционная работа при дизартрии проводится с учетом формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, и осуществляется на основе комплексного подхода, состоящего из трех блоков: медицинского, психолого-педагогического, логопедического. Логопедическая работа включает следующие этапы:
1. Подготовительный (индивидуальная работа).
2. Выработка новых произносительных навыков (индивидуальная работа).
3. Выработка коммуникативных навыков и умений.
4. Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
5. Подготовка детей к обучению в школе.
Успех логопедический занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
Материалы по педагогике:
Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...
Анализ результатов констатирующего исследования
Представим анализ полученных данных. а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком); По окончании исследования мы получили следующие результаты. Экспериментальная группа № 1: 1. Надя К. - незащищенность, тревожность, депрессивност ...
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...