Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Страница 3

Не рекомендуется ставить [л], прикусывая край языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние резцы получается смягченный звук. Нужно плотно прижать верхнюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы язык касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Звук [р].

§ Сначала нужно убедить в том, что подъязычная связка достаточно растянута (или хирургическое вмешательство, или специальные упражнения – любые упражнения для языка на движение вверх: облизывание губ с широко открытым ртом, поглаживание нёба в передне-заднем направлении, вытягивание языка к носу и т.п.).

§ Очень важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу как при постановке [ж].

§ Следующий этап – отработка подвижности широкого кончика языка: присасывание кончика языка к небу (цоканье), «болтушка».

§ Далее предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу с поддуванием на кончик языка: да-да-да, дэ-дэ-дэ (многократно в разном ритме, со смещением ударения, с ускорением).

§ Можно ставить звук [р] от сочетания [дз] на оскале.

§ Можно ставить звук [р] при межзубном положении языка.

§ Можно использовать прием «балалайка». Ребенок на оскале многократно произносит [д-д-д] или [ж-ж-ж]. Используя шариковый зонд, подведенный под кончик языка, создаем вибрацию. При получении таким образом изолированного звука необходимо сразу вводить его в слоги. В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой.

Звук [рь] можно ставить в сочетании с [ии-рр-ии].

Все перечисленные приемы постановки звуков не являются исчерпывающими. Можно использовать различные приемы с учетом индивидуальности ребенка.

2. Автоматизация и введение звуков в речь

Полученный звук можно сразу же вводить в слог. У детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства звуков предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре ГС. В ряде случаев, например при формировании звуков [с], [сь], [р], [рь], допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатываем в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков.

От закрепления звука в слогах переходим к его отработке в словах.

Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка закрепления звука в словах: в начале слова, в конце слова (если согласный глухой), в середине слова, в словах со стечением согласных.

В некоторых случаях звуки [р] и [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», а наоборот.

В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть формируемый гласный звук – под ударением, а согласный – перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог, тем больше он редуцируется).

3. Дифференциация поставленных звуков

После постановки и закрепления звуков необходимо провести их дифференциацию. Так, например, если у ребенка было нарушено произношение шипящих и соноров, последующую работу можно организовать следующим образом.

§ Дифференциация звуков [ш] - [ж].

§ Дифференциация звуков [с] - [ш].

§ Дифференциация звуков [з] - [ж].

§ Дифференциация звуков [с] - [ш] - [з] - [ж].

§ Дифференциация звуков [л] - [ль].

§ Дифференциация звуков [ш] - [щ].

§ Дифференциация звуков [р] - [рь].

§ Дифференциация звуков [л] - [р].

§ Дифференциация звуков [ль] - [рь].

§ Дифференциация звуков [л], [ль] - [и] (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).

§ Дифференциация звуков [р], [рь] - [и] _в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).

Логопед, работающий с детьми, имеющими легкую форму дизартрии, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков, мотивов, волевых качеств, необходимых для продолжительной работы, дающей положительные результаты.

Таким образом, дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа, успех которой в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача – невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях – логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельно ...

Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока: Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, кото ...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах. Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе д ...

Навигация