Не рекомендуется ставить [л], прикусывая край языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние резцы получается смягченный звук. Нужно плотно прижать верхнюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы язык касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.
Звук [р].
§ Сначала нужно убедить в том, что подъязычная связка достаточно растянута (или хирургическое вмешательство, или специальные упражнения – любые упражнения для языка на движение вверх: облизывание губ с широко открытым ртом, поглаживание нёба в передне-заднем направлении, вытягивание языка к носу и т.п.).
§ Очень важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу как при постановке [ж].
§ Следующий этап – отработка подвижности широкого кончика языка: присасывание кончика языка к небу (цоканье), «болтушка».
§ Далее предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу с поддуванием на кончик языка: да-да-да, дэ-дэ-дэ (многократно в разном ритме, со смещением ударения, с ускорением).
§ Можно ставить звук [р] от сочетания [дз] на оскале.
§ Можно ставить звук [р] при межзубном положении языка.
§ Можно использовать прием «балалайка». Ребенок на оскале многократно произносит [д-д-д] или [ж-ж-ж]. Используя шариковый зонд, подведенный под кончик языка, создаем вибрацию. При получении таким образом изолированного звука необходимо сразу вводить его в слоги. В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой.
Звук [рь] можно ставить в сочетании с [ии-рр-ии].
Все перечисленные приемы постановки звуков не являются исчерпывающими. Можно использовать различные приемы с учетом индивидуальности ребенка.
2. Автоматизация и введение звуков в речь
Полученный звук можно сразу же вводить в слог. У детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства звуков предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре ГС. В ряде случаев, например при формировании звуков [с], [сь], [р], [рь], допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.
Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатываем в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков.
От закрепления звука в слогах переходим к его отработке в словах.
Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка закрепления звука в словах: в начале слова, в конце слова (если согласный глухой), в середине слова, в словах со стечением согласных.
В некоторых случаях звуки [р] и [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», а наоборот.
В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть формируемый гласный звук – под ударением, а согласный – перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог, тем больше он редуцируется).
3. Дифференциация поставленных звуков
После постановки и закрепления звуков необходимо провести их дифференциацию. Так, например, если у ребенка было нарушено произношение шипящих и соноров, последующую работу можно организовать следующим образом.
§ Дифференциация звуков [ш] - [ж].
§ Дифференциация звуков [с] - [ш].
§ Дифференциация звуков [з] - [ж].
§ Дифференциация звуков [с] - [ш] - [з] - [ж].
§ Дифференциация звуков [л] - [ль].
§ Дифференциация звуков [ш] - [щ].
§ Дифференциация звуков [р] - [рь].
§ Дифференциация звуков [л] - [р].
§ Дифференциация звуков [ль] - [рь].
§ Дифференциация звуков [л], [ль] - [и] (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).
§ Дифференциация звуков [р], [рь] - [и] _в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).
Логопед, работающий с детьми, имеющими легкую форму дизартрии, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков, мотивов, волевых качеств, необходимых для продолжительной работы, дающей положительные результаты.
Таким образом, дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа, успех которой в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача – невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях – логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Материалы по педагогике:
Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио ...
Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 1. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №). Диаграмма № Характеристика несформированности неречевых предпосыло ...
Подбор рекомендаций для подростков по использованию компьютерных игр
На диагностическом этапе опытно-педагогической работы мы выяснили, что большинство учащихся используют компьютерные игры как развлечения, способ смены обстановки. Нами были подобраны рекомендации по использованию компьютерных игр: 1. Не садись играть, если ты сегодня не гулял. Постарайся погулять и ...