Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификации Р.Е. Левиной. Количество участников в эксперименте составило 8 воспитанников в возрасте восьми-десяти лет. Все обследуемые имели первично сохранное зрение, слух, интеллект.
Цель констатирующего эксперимента
- изучение особенностей диалогического высказывания детей дошкольного возраста с ОНР. Это исследование включало в себя несколько заданий. При их отборе предусматривалось наличие коммуникативной задачи для испытуемого, обеспечение естественных для общения условий, соответствие заданий возрастным особенностям и интересам школьников.
Первая сериязаданий предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Экспериментатор посредством непринужденной беседы выяснял способы младших школьников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Беседа представляла собой ряд вопросов:
Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
В какой класс ты ходишь?
Тебе нравится учится? Как ты учишься?
Какие обязанности ты выполняешь в классе?
Ты помогаешь свом одноклассникам?
У тебя в классе много друзей?
Ты с ними часто ссоришься? Почему?
Тебе нравится твой учитель? Почему?
Ты слушаешься его?
Что тебе в нем не нравится?
Ты выполняешь домашнее задание сам или просишь помощи родителей?
Ты помогаешь родителям?
У тебя есть друзья во дворе?
Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Основное внимание уделялось оценке различных критериев
:
Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой.
При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание,
перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам.
8 – 10 балла – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распрастраненых и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
4- 7 балла – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого,редко пользуется невербальными средствами общения.
1 – 3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.
Материалы по педагогике:
Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в
педагогической литературе
В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р. Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева ...
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на
формирование опыта творческой деятельности учащихся
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие творческ ...
Техника организации личного труда
Понятие «техника личного труда» включает в себя совокупность средств, орудий труда, а также простых, но совершенных приспособлений, автоматизированных приемов, применяемых в процессе педагогической деятельности и способствующих повышению ее эффективности. Основное назначение техники личного труда п ...