Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 2

° подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная).

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата:

° губы в «улыбке»;

° сделать «хоботок», удержать позу;

° сделать «лопаточку»;

° сделать «чашечку»;

° «иголочка» - «лопаточка»;

° поднять верхнюю губу;

° опустить нижнюю губу;

° сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Обследование состояния мимической мускулатуры:

° нахмурить, поднять брови;

° плотно сомкнуть веки, подмигнуть, попеременно закрывать глаза;

° выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо.

4. Состояние общей и пальцевой моторики:

° одновременно поворачивать кисти обеих рук, то ладонями, то тыльной стороной;

° правая – в кулак, левая – раскрыта, одновременно менять положение;

° «здороваться» с большим пальцем руки;

° сделать «колечки», «ушки», «рожки».

5. Обследование произношения:

° речевая реакция на оптический раздражитель;

° речевая реакция на акустический раздражитель;

° произношение звука в слогах, словах;

° характер нарушения произношения (отсутствие, искажение, замена, смешение).

6. Обследование слоговой структуры

° оптический и акустический раздражитель: кукла, волк, клубника, корабль, малина, телефон, конфеты, термометр, паутина, черепаха;

° повтори: «На перекрестке стоит милиционер», «Вдоль тротуара движется переполненный трамвай».

7. Обследование фонематического слуха:

° да-та, та-да-та, па-ба-па, са-ша-са, ра-ля-ля;

° хлопни в ладоши, если услышишь звук «ж» (лужа, живот, рука, жук);

° придумай слово со звуком «з»;

° где находится данный звук (начало, середина, конец слова).

8. Обследование звукового анализа:

° выдели первый согласный звук;

° определи количество звуков в слове;

° выделение последнего согласного;

° назови второй, третий, звуки в словах.

9. Состояние экспрессивной речи:

° выполнение инструкций: «Возьми кубик, положи на стол, а машину дай мне»;

° понимание приставочных глаголов: «Покажи, где мальчик поливает, выливает, переливает»;

° понимание инверсионных конструкций:

- Что раньше сделано? – Я умылся после того, как сделал зарядку.

- Кто приехал? – Петю встретил Коля.

° понимание сравнительных конструкций:

- Слон больше мухи. Муха больше слона.

10. Обследование активного словаря:

° названия детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя;

° нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка? Сапоги – обувь, а шапка? Малина – ягода, а подберезовик? Комар – насекомое, а щука?

° подбор антонимов: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший;

° кто как передвигается: ласточка – летает, а лягушка? Далее кузнечик, щука, змея, воробей, еж:

° образование притяжательных прилагательных: хвост чей? Лисий, петушиный, беличий, волчий и т.п.;

° образование относительных прилагательных: сок из лимона – лимонный (из яблок, персиков, клубники и т.п.).

11. Обследование грамматического строя:

° составь предложение (бабушка, из, вяжет, шерсти, варежки);

° образование форм родительного падежа: чего много в лесу, саду;

° согласование числительного с существительным: сосчитай до 10-ти (гриб, белка, колесо);

° образование существительных множественного числа: я говорю про один предмет, а ты про много (коза, глаз, стул, рот, окно, воробей, болото, завод, хлеб, рука);

° употребление глаголов;

° действие с карандашом (где лежит карандаш?);

° образование уменьшительно – ласкательной формы существительного (кровать, рука, дом, стул, ложка, ковер, яблоко, нос).

12. Состояние просодики:

° голос (тихий, сиплый, назализованный, затухающий);

° темп (быстрый, замедленный);

° мелодико–интонационная сторона речи (выразительная, маловыразительная, монотонная);

° дыхание (прерывистое, шумное).

Сокращенный вариант заполненной речевой карты приводится в Приложении 1.

Таким образом, в результате проведенного обследования произносительной стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии нами получены данные, анализ которых приводится в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...

Социализация как социально-педагогическое явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...

Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение у ...

Навигация