° подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная).
2. Обследование моторики артикуляционного аппарата:
° губы в «улыбке»;
° сделать «хоботок», удержать позу;
° сделать «лопаточку»;
° сделать «чашечку»;
° «иголочка» - «лопаточка»;
° поднять верхнюю губу;
° опустить нижнюю губу;
° сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.
3. Обследование состояния мимической мускулатуры:
° нахмурить, поднять брови;
° плотно сомкнуть веки, подмигнуть, попеременно закрывать глаза;
° выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо.
4. Состояние общей и пальцевой моторики:
° одновременно поворачивать кисти обеих рук, то ладонями, то тыльной стороной;
° правая – в кулак, левая – раскрыта, одновременно менять положение;
° «здороваться» с большим пальцем руки;
° сделать «колечки», «ушки», «рожки».
5. Обследование произношения:
° речевая реакция на оптический раздражитель;
° речевая реакция на акустический раздражитель;
° произношение звука в слогах, словах;
° характер нарушения произношения (отсутствие, искажение, замена, смешение).
6. Обследование слоговой структуры
° оптический и акустический раздражитель: кукла, волк, клубника, корабль, малина, телефон, конфеты, термометр, паутина, черепаха;
° повтори: «На перекрестке стоит милиционер», «Вдоль тротуара движется переполненный трамвай».
7. Обследование фонематического слуха:
° да-та, та-да-та, па-ба-па, са-ша-са, ра-ля-ля;
° хлопни в ладоши, если услышишь звук «ж» (лужа, живот, рука, жук);
° придумай слово со звуком «з»;
° где находится данный звук (начало, середина, конец слова).
8. Обследование звукового анализа:
° выдели первый согласный звук;
° определи количество звуков в слове;
° выделение последнего согласного;
° назови второй, третий, звуки в словах.
9. Состояние экспрессивной речи:
° выполнение инструкций: «Возьми кубик, положи на стол, а машину дай мне»;
° понимание приставочных глаголов: «Покажи, где мальчик поливает, выливает, переливает»;
° понимание инверсионных конструкций:
- Что раньше сделано? – Я умылся после того, как сделал зарядку.
- Кто приехал? – Петю встретил Коля.
° понимание сравнительных конструкций:
- Слон больше мухи. Муха больше слона.
10. Обследование активного словаря:
° названия детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя;
° нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка? Сапоги – обувь, а шапка? Малина – ягода, а подберезовик? Комар – насекомое, а щука?
° подбор антонимов: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший;
° кто как передвигается: ласточка – летает, а лягушка? Далее кузнечик, щука, змея, воробей, еж:
° образование притяжательных прилагательных: хвост чей? Лисий, петушиный, беличий, волчий и т.п.;
° образование относительных прилагательных: сок из лимона – лимонный (из яблок, персиков, клубники и т.п.).
11. Обследование грамматического строя:
° составь предложение (бабушка, из, вяжет, шерсти, варежки);
° образование форм родительного падежа: чего много в лесу, саду;
° согласование числительного с существительным: сосчитай до 10-ти (гриб, белка, колесо);
° образование существительных множественного числа: я говорю про один предмет, а ты про много (коза, глаз, стул, рот, окно, воробей, болото, завод, хлеб, рука);
° употребление глаголов;
° действие с карандашом (где лежит карандаш?);
° образование уменьшительно – ласкательной формы существительного (кровать, рука, дом, стул, ложка, ковер, яблоко, нос).
12. Состояние просодики:
° голос (тихий, сиплый, назализованный, затухающий);
° темп (быстрый, замедленный);
° мелодико–интонационная сторона речи (выразительная, маловыразительная, монотонная);
° дыхание (прерывистое, шумное).
Сокращенный вариант заполненной речевой карты приводится в Приложении 1.
Таким образом, в результате проведенного обследования произносительной стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии нами получены данные, анализ которых приводится в следующем параграфе.
Материалы по педагогике:
Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих
нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...
Социализация как социально-педагогическое
явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...
Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой
письменной коммуникации
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение у ...