Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения

Страница 3

В результате обследования выявлено, что у ребенка присутствует повышенный тонус артикуляционных мышц. С состоянием тонуса четко связаны варианты нарушения произносительной стороны речи. При повышенном тонусе – замена твердых звуков мягкими, губно-зубное произношение свистящих и шипящих. При пониженном тонусе чаще присутствуют замены шипящих на свистящие, р, рь на в, велярное произношение звука р, рь и боковое произношение свистящих звуков. В данном случае наиболее «страдают» артикуляционный аппарат (отмечается пониженный мышечный тонус, имеется боковой левосторонний прикус) артикуляционная моторика (ребенок затрудняется в переключении артикуляционных поз), фонематическое восприятие, а также просодия – темп, ритм, интонация, дикция (речь медленная, нечеткая, паузы в речевом потоке не выдержаны). Наименее поражены мимическая мускулатура (присутствуют синкинезии, гиперкинезы, ребенок затрудняется в умении держать рот закрытым и хмурить брови, закрывать глаза по инструкции), состояние общей и мелкой моторики удовлетворительно. Объем дыхания у ребенка недостаточный, частота учащена, голос звонкий, сильный, громкий.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ребенку требуется логопедическая коррекция, целью которой является наилучшая подготовка к школьному обучению. отмечено межзубное произношение с,сь, з,зь, ц и отсутствие сонорных звуков р, рь, л, ль., перестановка звуков и слогов и добавление лишних слогов.

На основе полученных данных в процессе диагностического обследования составлены методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Комплекс мероприятий включает упражнения по формированию и коррекции дыхания; мимики; упражнения на развитие голоса, темпа, ритма, интонации, дикции; упражнения артикуляционной гимнастики для постановки (коррекции) звуков с, сь, з, зь, ц, р, рь, л, ль; развитие фонематического восприятия.

Анализ педагогической литературы по выявлению и формированию нарушений произносительной стороны речи у детей и собственные наблюдения показали, что данная тема действительно актуальна и что система коррекционной работы носит общий характер и не учитывает механизмов нарушений. У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения присутствуют нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, также наблюдаются нарушения голоса и расстройства речевого дыхания за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры, нарушено фонематическое восприятие.

В звукопроизношении в основном страдают шипящие, свистящие звуки, соноры. Нарушения произношения проявляются в отсутствии, смешениях, заменах и искажениях звуков. Отмечается межзубное произношение и боковое произношение при открытом боковом прикусе. Слоговая структура слов нарушена по типу элизий, перестановок звуков и слогов, добавлением лишних слогов.

У обследованного ребенка страдает артикуляционная и мелкая моторика, возникают трудности в воспроизведении артикуляционных укладов звуков, движений, нарушено фонематическое восприятие. Исходя из этого, были предложены упражнения по выработке правильного артикуляционного уклада звуков, развитию просодии, а также упражнения по развитию мелкой моторики.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Речь ребенка с точки зрения нейропсихологии: норма и патология
Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. "Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание р ...

Дошкольное образование в начале XX в
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распростран ...

Основные положения эксперимента в лицее, направленного на внедрениепроектного метода обучения
Для экспериментальной проверки гипотезы относительно формирования качественно новой позиции педагога мы обратились к опыту осуществления проектного метода в обучении, осуществляемого в лицее №1 г.Красноярска, где с 1999 года функционирует Федеральная экспериментальная площадка “Школа социальной дея ...

Навигация