Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи » Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 8

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха (игры и упражнения).

Для решения поставленных целей и задач групповые логопедические занятия с детьми проводились 3 раза в неделю. При этом использовались практические, наглядные и словесные методы.

II. На фронтальных занятиях проводились:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Звукобуквенный анализ.

Звуко-слоговой анализ.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Составление схемы предложения.

Знакомство с предлогами. Умение правильно употреблять предлоги.

Чтение и печатание слов.

Вывод по 2 главе:

Целью проводимого обследования являлось изучение особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовительную группу детского дошкольного учреждения "Улыбка", расположенного в п. Пангоды Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа. .

При обследовании речи детей использовалась традиционная в логопедии методика (методика Л.А. Лопатиной). Обследование проводилось по следующим параметрам: звукопроизношение; фонематические процессы; языковой анализ и синтез; лексико-грамматические категории; связная речь.

В процессе проведения обследования речи детей с ФФНР подготовительной группы было выявлено, что у 8 детей группы наблюдается средней уровень сформированности языковых средств, 2-е детей показали наличие низкого уровня. Высокого уровня в данной группе выявлено не было. В соответствии с полученными результатами преобладающим уровнем является средний уровень сформированности языковых средств.

Результаты проведенного обследования позволили выявить основные трудности, с которыми столкнулись дети при диагностике. Так, наибольшие трудности возникли у детей при обследовании сенсомоторного уровня речи, который включает в себя фонематический слух, уровень развития звукопроизношения, сформированность артикуляционной моторики и навыки звукослоговой структуры слова. Наибольшую сложность представляли для детей задание на обследование фонематического слуха и задание на исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Выполнить предложенные задания дети смогли только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи логопеда.

При обследовании лексико-грамматических процессов наибольшую сложность для детей представляли пробы на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. При ответах детей наблюдалось нарушение порядка слов в составленных предложениях, а также частые пропуски и замены некоторых из предложенных слов.

При обследовании словаря и навыков словообразования наибольшие трудности у детей с ФФНР возникли при проведении пробы на образование качественных прилагательных от существительных. Никто из детей не справился с заданием даже после стимулирующей помощи логопеда. В тоже время при образовании относительных и качественных прилагательных таких трудностей у детей не возникало.

При исследовании связной речи была выявлена стереотипность оформления рассказа, случаи поиска слов и неточное их употребление.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных занятий по развитию речи детей данной группы.

С целью ликвидации выявленных нарушений речи была составлена коррекционная программа. При этом группа детей из 10 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была разделена на 2 подгруппы (по 5 человек). С 1-ой подгруппой (экспериментальная группа) коррекционные занятия проводились по специально разработанной коррекционной системе, основанной на применении игр и игровых приемов при коррекции звукопроизношения детей. Занятия со 2-ой подгруппой проводились по традиционной методике. Коррекционные занятия осуществлялись в соответствии с разработанным перспективным планом логопедической работы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по педагогике:

Содержание методики констатирующего эксперимента
Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи План Исследование состояния ручной моторики А) Оптико-кинестетическая организация движений «Кольцо» Б) Динамическая организация движений «Кулак-ребро-ладонь» Графическая проба «Заборчик». Исследование слу ...

Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема
компьютерный обучение иностранный язык Понятие деятельности является центральным понятием психолого-педагогических теорий. Любая деятельность осуществляется в рамках решения некоторой задачи. То есть поставленная цель побуждает соответствующую деятельность. Согласно теории Л.С. Выготского, любая де ...

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

Навигация