Цикл развития спорообразующих бактерий
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии, питаясь молочным сахаром (лактозой), выделяют молочную кислоту, благодаря которой происходит сквашивание. Эта их особенность используется для получения и приготовления разнообразных пищевых продуктов из молока (сметаны, простокваши, кефира, масла, йогурта, сыра), а также при квашении и мочении овощей, при силосовании кормов. Уксуснокислые бактерии используются человеком для получения уксуса. Многие отрасли промышленности не могут обходиться без таких продуктов жизнедеятельности бактерий, как этиловый спирт, уксусная кислота, бутиловый спирт, ацетон. Без бактерий не обходятся сушка листьев табака, дубление кожи, производство какао, кофе. В процессе жизнедеятельности бактерий образуются биологически активные вещества – антибиотики, витамины, аминокислоты. Спороносные анаэробные бактерии, вызывающие разрушение пектиновых веществ в процессе брожения при мочке льна, конопли, разрушают межклеточное вещество и способствуют освобождению прядильных волокон. Человек использует бактерии и для обработки сточных вoд: сообщество самых разнообразных бактерий разрушает и окисляет все вещества, поступающие с отходами и образовавшаяся после высушивания масса используется как удобрение. С помощью генной инженерии в геном бактерий внедряют гены, кодирующие нужные человеку вещества, например инсулин или гормон роста.
Велика и отрицательная роль бактерий. Многие бактерии вызывают порчу самых разных материалов и пищевых продуктов. Наряду с выделением углекислого газа, аммиака и энергии, избыток которой вызывает нагревание субстрата (например, навоза, влажного сена, зерна) вплоть до его самовоспламенения, бактерии образуют целый ряд ядовитых веществ. Велика роль паразитических и патогенных бактерий. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом токсичные вещества, отравляющие организм хозяина. Продукты жизнедеятельности многих патогенных микроорганизмов (дифтерийная и столбнячная палочки, стафилококк, холерный вибрион и др.) особо ядовиты. Они вызывают такие опасные для человека заболевания, как дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, холера. Возбудители этих заболеваний унесли человеческих жизней во много раз больше, чем все войны вместе взятые. Русские летописи донесли до нас боль и горечь людскую. «Только выйдоша из города пять человек, город затвориша» – так повествует летопись об эпидемии чумы в Смоленске в 1387 г. Поражая растения, бактерии вызывают у них так называемые бактериозы: пятнистость, увядание, ожоги, мокрые гнили, опухоли.
Архебактерии
Архебактерии выделены в отдельное царство из-за особенностей строения своих оболочек и субклеточных структур. Мембраны у них однослойные, липидные, образованы из эфиров глицерина и изопреноидных углеводородов, тех самых, из которых производят один из видов искусственного каучука. Архебактерии широко распространены в почвах и водоемах. Они живут в кислых, плохо аэрируемых почвах тундр и северных болот, в иле водоемов, в жeлудкax жвачных. Среди архебактерий важное место занимают метанобразующие бактерии – метаногены. Усваивая образующийся при брожении водород и углекислый газ, они синтезируют метан (его раньше называли болотным газом). Другую группу архебактерий составляют термоацидофилы. Многие из них живут в горячих (до 100 °С) вулканических источниках. Одни архебактерии окисляют серу и превращают ее в довольно концентрированную серную кислоту, другие, наоборот, восстанавливают серу до сероводорода. Есть среди архебактерий и фотосинтезирующие, так называемые галобактерии. Они обитают в соленых озерах, где на дно выпадает поваренная соль. Такие водоемы выглядят ярко-красными, цвета пурпура, ведь фотосинтезирующий пигмент у этих бактерий не хлорофилл, а родопсин – вещество близкое к тому, которое служит светоприемником в наших глазах. Древнейшие следы архебактерий – следы деятельности метанобразующих организмов – обнаружены в слоях Земли, имеющих возраст 2,8 млрд лет. Метан наряду с двуокисью углерода влияет на возникновение парникового эффекта, ведущего к глобальному потеплению климата нашей планеты.
Материалы по педагогике:
Классификация жанров детского фольклора
Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фоль ...
Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...
Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и
прикладные задачи социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной педагогики ...