Методические разработки по теме «Бактерии»

Страница 5

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Постановка познавательной задачи (3 мин)

Учитель. Представьте, что мы – путешественники во времени. Я перевожу часы на машине времени на 3,5 млрд лет назад. Но перед началом путешествия давайте подумаем, что мы можем увидеть в это время на Земле?

Учащиеся. Вода занимает большее пространство. Суша – каменистая равнина. В воздухе нет кислорода, зато есть аммиак, сероводород, метан и пары воды.

Учитель. Правильно. Значит, нам необходимо надеть скафандры. Целью нашего перемещения являются поиски жизни. Господа исследователи, где нам искать жизнь?

Учащиеся. Наверное, жизнь можно обнаружить в воде.

Учитель. Совершенно верно. Зачерпнем немного океанической воды и вернемся в наше время. Та форма жизни, которая находится в этом стакане, – объект нашего сегодняшнего изучения. Догадались, о чем идет речь?

Учащиеся. Это бактерии.

3. Объяснение нового материала (10–15 мин)

Учитель. Да. Тема сегодняшнего урока – Царство бактерий. Она записана на раздаточных листках. Это первые живые организмы на нашей планете. Возникли они около 3,5 млрд лет назад.

Где же распространенны бактерии? Увидеть их невооруженным взглядом невозможно, но, представьте себе, что в 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – до 3 млн (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже в воздухе кабинета биологии содержатся бактерии. Не верите? Тогда давайте проверим.

Как известно в биологии для доказательства принято проводить опыты. Такой опыт и мы с вами заложили на прошлой неделе. А теперь посмотрим на его результат.

Методика демонстрационного опыта

1. Создание питательной среды для бактерий: агар-агар залить водой (до концентрации 0,5–1%) и прокипятить в течение 15 мин.

Полученную питательную среду вылить ровным слоем в чашку Петри.

2. Осаждение бактериальных клеток: открытую чашку Петри на 20 мин поставить в центре обследуемого помещения (например, в кабинете) для оседания клеток бактерий из воздуха.

3. Выращивание колоний бактерий: чашку Петри закрыть крышкой и поставить в темное теплое место на 7–10 дней.

Результат: в чашках Петри выросли колонии (в отличие от одной клетки колонии хорошо различимы невооруженным глазом).

Учитель. Этот метод называют бактериологический посев. Он очень часто используется на практике. Например, в медицине и в пищевой промышленности его используют для выявления наличия бактерий в организме человека и продуктах питания. Ученые-микробиологи научились определять виды бактерий по формам их колоний.

Данные о распространении бактерий записаны у вас на рабочих листках. А теперь, используя эти данные, перечислите среды обитания бактерий.

Учащиеся. Водная, почвенная, наземно-воздушная.

Учитель. Хорошо. Запишите их в свои рабочие листки. Но, постойте, мы перечислили только 3 среды обитания, но в схеме их указано 4, а какая же четвертая? Я подскажу. Еще бактерии могут обитать в организме человека, например когда он болеет. Как тогда назвать такую среду обитания?

Учащиеся. Живой организм.

Учитель. Итак, в результате вы должны записать у себя в рабочих листках 4 среды обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная и живой организм. (Записываем.)

Бактерии – это очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно, в XVII в.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Изучение опыта ведущих преподавателей
Я присутствовал на лекции преподавателя кафедры Металлорежущие станки и инструменты Шумаковой Т.А. Лекция по дисциплине "Станки и станочные комплексы" читалась группе 4-го курса: ММ – 371. Тема лекции: " Классификация станков ". Эта лекция является основой для всех последующих з ...

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...

Диагностика учебной мотивации младших школьников
Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становят ...

Навигация