Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландец Антони ван Левенгук. Заинтересовавшись строением льняного волокна, он отшлифовал для себя несколько грубых линз. Поместил их в оправы из серебра. Как теперь мы называем подобные увеличительные приборы?
Учащиеся. Лупы.
Учитель. Верно. И вот с помощью такой лупы Левенгук впервые увидел бактерий. Вот выдержка из его письма в Лондонское Королевское общество: «24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду… и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ…»
А теперь в рабочие листки запишите год и фамилию первооткрывателя бактерий. Именно Левенгук в одном из своих писем описал известные сейчас формы бактерий. Давайте и мы с ними познакомимся.
Формы бактерий в виде шара называют кокками.
Бактерии с палочковидной формой клетки называют бациллами.
Бактерии, имеющие форму в виде запятой, носят название вибрионов.
И последняя форма – извилистая. Такие бактерии называют спириллами.
А теперь в таблице в колонке «Формы клетки» запишите эти названия.
Мы рассмотрели с вами рисунки бактерий – пока ничего сложного. А попробуйте определить форму бактерии на фото под цифровым микроскопом.
Теперь давайте разберем с вами строение бактериальной клетки. Вы уже знакомы со строением растительной клетки, поэтому будете мне помогать. (Учитель по очереди показывает различные части бактериальной клетки и просит учащихся дать им название и пояснить функции.)
Учащиеся. Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества. Цитоплазма – внутренняя среда клетки.
Учитель. Хорошо. А скажите, чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений?
Учащиеся. Хлоропластов, вакуоли, ядра
Учитель. Действительно, в клетках бактерий нет этих органоидов. Скажите, а какую функцию выполняет ядро в растительной клетке?
Учащиеся. Ядро – главный жизненный центр клетки, который отвечает за размножение.
Учитель. Правильно. В клетках бактерий тоже есть такой центр, но он не имеет ядерной оболочки, мы будем называть его неоформленным ядром. Нам осталось рассмотреть еще один органоид (учитель указывает на жгутик).
Учащиеся. Это жгутик. Он обеспечивает передвижение.
Строение бактериальной клетки
4. Работа в группах (15–20 мин)
Учащиеся делятся на 6 групп по 4 человека (2 парты) и получают задания. По ходу ответов учащиеся заполняют таблицу в рабочих листках.
Задания для групп
1-я группа. Сходство и различие в строении растительной и бактериальной клетки. Строение растительной клетки см. в учебнике на стр. 27*.
2-я группа. По рисункам определите способы передвижения бактерий.
3-я группа. Определите по рисунку тип размножения у бактерий.
Посчитайте, сколько бактериальных клеток образуется из одной за сутки, если известно, что бактерии делятся каждые 20 мин.
4-я группа. Спорообразование – это . . Сравните значение спор у папоротников и у бактерий, используя знания из пройденной темы по папоротникообразным, а также см. в учебнике (стр. 195–196).
Материалы по педагогике:
Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения
Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения строится по тематическому плану и включает следующие этапы работы: Таблица 5. Тематический план индивидуальной работы № Этапы работы Кол-во занятий 1 Диагностический 2 2 Подготовительный 7 3 Постановка звука 7 4 Автоматизация звука 7 5 Д ...
Размножение и развитие рыб
Органы размножения. Окуни, как и большинство рыб, раздельнополы. У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов — пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками. Молоки содержат миллионы ...
Коррекция речи детей с билингвизмом
К задачам коррекционного обучения относятся не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты и главной составляющей — фонематического слуха. Особенно это касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо диффере ...