Младший школьник и его особенности отношения к живому

Страница 4

Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) , считает что, человек должен уважать всё живое. От этого принципа биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предпологает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных и растений.

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Во взаимоотношениях с живым у младших школьников, преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к живым организмам: "Растения всех радуют"; "Они нам нравятся", "Украшают город"; "Делают нашу жизнь красивой"; "Лес - наш друг"; "Без птиц было бы скучно встречать весну". В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношений к природе: "Я сделал плохо, когда был маленьким"; "Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь". Однако, поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую не точно. Для большинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь всё живое: "Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ"; "Если бы не было муравьев, лес был бы грязным" и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно "научить детей любить мир".

Учащиеся начальной школы имеют представление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников. Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: "Человек - часть природы"; "Надо стремиться превратить планету в цветущий сад"; "Надо беречь природу для наших потомков"; "Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла". В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности бережного отношения младших школьников к живому.

Внеурочная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется в свободное от занятий время на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеурочной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

История деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как ...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Пересмотр ценностей, индивидуализация жизни позволяют человеку сегодня все меньше дорожить семьей или, напротив, считать ею такие сожительства, которые мало подходят под классическое определение понятия «семья». Смысл, вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени. На данный мо ...

Идеал красоты у горцев Северного Кавказа
Содержание нравственно-эстетического воспитания в народной педа­гогике горцев Северного Кавказа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравствен­но целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами красоты. Наиболее пол ...

Навигация