Младший школьник и его особенности отношения к живому

Страница 2

Естественно-культурные задачи младшего школьного возраста предполагают:

§ завершения мозга(лобных долей и т.д.), нервной и других систем организма;

§ децентрацию психики (ощущение синкретичной связи с миром должно смениться представлением о выделенности ребёнка из мира: формула «Я= мир» должна вытесниться формулой «Я и мир», где «и»- соединительный, а не противительный союз);

§ реализацию таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, привычка к более длительным физическим и психическим усилиям, к занятию неинтересным делом; способность понимать цель своей деятельности, поведения, отношений; умение действовать «во внутреннем плане» ( т.е. выполнять задания «в ум», без реального манипулирования предметами, без письменной фиксации) и т.д.

Итак, ценность младшего школьного возраста потенциально обусловлена новой ситуацией, поскольку ребёнок включается в систематический образовательный процесс. Ценность этого возраста отражают и возрастные задачи, от успешности, решения которых зависит и положение ребёнка среди сверстников, и отношение к нему взрослых, и его собственная самооценка.

Решение объективно существенных (общих, особенных и единичных) возрастных задач становится возможным, если взрослые сами действуют в соответствии с задачами возраста и помогают ребёнку принять эти задачи и овладеть эффективными способами самовоспитания.

Младший школьник существо безмятежное, бесконфликтное, в этом возрасте, мол, нет противоречий. В действительности же и конфликты, и противоречия существуют. Иногда они скрыты от глаз окружающих, но достаточно часто открыто демонстрируются младшими школьниками, осложняя их жизнь и воспитание. Именно поэтому разрешение противоречий - одна из глобальных задач младшего школьного возраста.

И всё же, несмотря на это, до сих пор традиционно считается, что работать с младшими школьниками, воспитывать их – легко, , ибо они, с одной стороны, якобы некритичны по отношению к взрослому, а с другой стороны- ещё слабо ориентированы на внешкольное общение, на сверстников. Это безусловное заблуждение. Оно объясняется в первую очередь тем, что младшие школьники априори искренне признают высокий авторитет учителя и для большинства из них характерна установка на послушание и беспрекословное выполнение требований взрослого.

Однако современные младшие школьники гораздо критичнее и внутреннее более независимы, чем кажутся. Это объясняется тем, что они, как правило, уже имеют длительный опыт общения со многими взрослыми, и не только с родственниками, например с воспитателями детского сада. По своему жизненному опыту они уже знают, что взрослые не всегда бывают правы. Многим детям пришлось пережить развод родителей, и теперь им постоянно приходиться выбирать между мамой и папой, давать им оценку и т.д. Всё это стимулирует, с одной стороны, более независимое, чем это было раньше, восприятие мира и более самостоятельное поведение младших школьников, а с другой - повышает ориентацию на не традиционные для данного возраста авторитеты- одноклассников, друзей по поводу и т.д.

Самоуважение современных детей к учителю базируется на иных основаниях, чем прежде. Действительно, учитель сейчас всё реже выполняет для них роль единственный и поэтому бесспорного источника знаний. Учителю приходиться терпеть конкурировать с телевидением, книгами энциклопедического характера и т.д. таким образом, учитель для современного младшего школьника - не единственных, не «самый главный», а лишь один из авторитетных и уважаемых взрослых. Информацию, которую младшие школьники получают на уроках, они далеко не всегда воспринимают как истину последней инстанции. Многие из них (особенно мальчики) готовы её дополнить, уточнить, поделиться собственными наблюдениями и впечатлениями, а иногда и аргументировано возразить не только однокласснику, но даже учителю.

Жизненный опыт позволяет современному младшему школьнику иметь собственные представления о «добре и зле», о путях разрешения конфликтов со сверстниками, поэтому при решении спорных вопросов, не связанных с деятельностью на уроке (межличностные отношения, утверждения нравственных ориентиров, поведения на улице и т.д.) , младшие школьники не так часто, как раньше, прибегают к авторитету учителя, ориентируясь на его мнение. И всё же в большинстве случаев дети приходят в школу с установкой на уважительное отношение к учителю, на подчинение ему, готовы любить своего первого педагога. Такая исходная установка сначала оправдывает в глазах детей любое поведение учителя, они готовы принять, авторитарность и признательны за строгость. Однако постепенно у многих детей формируется более критичное и дифференцированное отношение к учителю.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

История возникновения и развитие ритмики, партерная гимнастика как раздел ритмики
«Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пре ...

Содержательная основа профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии
Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них. Ритмика · дает учащимся элементарные осн ...

Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования
Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Оно возникло из потребности человека сообщить что-то в ситуации, когда с помощью звуков или жестов это сделать невозможно, и выражается в разл ...

Навигация