Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей.
Нами были поставлены следующие задачи :
1.Изучить знание названий предметов и их частей.
2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, отвечающие на вопрос « Что делает?»
3. Умение подбирать определения.
4. Умение правильно использовать обобщающие понятия.
5. Изучить запас антонимов и синонимов.
6.Изучить понимание и употребление многозначных слов.
Для решения эти задач нами были использована методики, разработанные Т.И Гризик * и И.Д.Коненковой.**
Для изучения, развития словаря детей пятого года жизни, воспользовались методикой Гризик Татьяны Ивановны.
В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. Для этого предлагается 8 заданий. Результаты изучения состояния словаря ребенка представлены в таблицах № 1 и 2 задания предлагается оценивать по 5- бальной системе.
Задание 1. Назови предметы
Ребенку показывали картинку, на которой изображено шесть предметов: ботинки, чайник, дом, грузовая машина, платье, стул. Последовательно задавались следующие вопросы: «Что носят на ногах? В чем заваривают чай? Где живут люди? Что помогает людям перевозить грузы ? Что носят девочки? На чем сидят люди?» Ребенок внимательно слушает взрослого, находит соответствующую картинку, называет предмет.
Ответ оценивался следующим образом: «5» - если ребенок называл все шесть предметов; «4» - если ребенок назвал от пяти до трех предметов; «3» - если ребенок назвал менее трех предметов; « 2» - если ребенок назвал два предмета; «1» - если ребенок говорит неадекватные ответы или слова замены.
Данное задание оказалось очень легким для детей. Почти все дети правильно назвали предъявленные им картинки. Только Алик Г. смог ответить и назвать три предмета из шести (стул, дом, грузовая машина). На остальные вопросы не смог ответить.
С целью выявления знаний детьми названий частей предметов использовалось следующее задание.
Задание 2. Назови части предметов
Ребенку последовательно показывались четыре картинки с изображением стула, чайника, дома, грузовой машины. При этом картинки, с которыми ребенок не работал, закрывались листом бумаги. Предлагалось ребенку назвать предмет и его части .Если ребенок затруднялся, педагог указкой показывал части изображенных предметов, что в помогало их выделить . Например: « стул – спинка, сиденье, ножки», « чайник – ручка, носик, дно, крышка», « дом – крыша, окно, дверь, крыльцо, труба, стены», « машина – кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца».
Ответы детей оценивались следующим образом: « 5» - если ребенок назвал у стула и чайника все части, у дома и машины шесть-пять частей; «4» - если ребенок назвал у стула три части, у чайника три части, у машины и дома четыре-три части; «3» - если ребенок назвал у стула две части, у чайника две части, у дома и машины три части; «2» - если ребенок назвал у стула одну часть, у чайника одну часть, у машины две части; «1» -если ребенок отвечает неадекватные ответы и помощь не требуется.
Это задание оказалось значительно труднее первого. Только двое детей правильно назвали в се части предъявленных предметов. Наибольшее затруднение вызвали два предмета стул и чайник. Сиденье у стула дети называли крышка, носик у чайника называли горлышко.
Занятие 3. Назови одним словом
Слова- обобщения
Предлагаемые темы: « одежда», «обувь», « овощи», « фрукты», « мебель», « животные». Детям показывают картинки с изображением пяти предметов, соответствующих слову- обобщению. Попросить ребенка посмотреть на изображенные предметы и назвать их одним словом. При этом ребенок не называет конкретные предметы, относящиеся к обобщенному понятию.
Материалы по педагогике:
Особенности использования игры в процессе
проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...
Закаливание в семье
Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание. Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих ч ...
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...