Изучение особенности развития словаря у детей средней группы

Страница 1

Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей.

Нами были поставлены следующие задачи :

1.Изучить знание названий предметов и их частей.

2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, отвечающие на вопрос « Что делает?»

3. Умение подбирать определения.

4. Умение правильно использовать обобщающие понятия.

5. Изучить запас антонимов и синонимов.

6.Изучить понимание и употребление многозначных слов.

Для решения эти задач нами были использована методики, разработанные Т.И Гризик * и И.Д.Коненковой.**

Для изучения, развития словаря детей пятого года жизни, воспользовались методикой Гризик Татьяны Ивановны.

В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. Для этого предлагается 8 заданий. Результаты изучения состояния словаря ребенка представлены в таблицах № 1 и 2 задания предлагается оценивать по 5- бальной системе.

Задание 1. Назови предметы

Ребенку показывали картинку, на которой изображено шесть предметов: ботинки, чайник, дом, грузовая машина, платье, стул. Последовательно задавались следующие вопросы: «Что носят на ногах? В чем заваривают чай? Где живут люди? Что помогает людям перевозить грузы ? Что носят девочки? На чем сидят люди?» Ребенок внимательно слушает взрослого, находит соответствующую картинку, называет предмет.

Ответ оценивался следующим образом: «5» - если ребенок называл все шесть предметов; «4» - если ребенок назвал от пяти до трех предметов; «3» - если ребенок назвал менее трех предметов; « 2» - если ребенок назвал два предмета; «1» - если ребенок говорит неадекватные ответы или слова замены.

Данное задание оказалось очень легким для детей. Почти все дети правильно назвали предъявленные им картинки. Только Алик Г. смог ответить и назвать три предмета из шести (стул, дом, грузовая машина). На остальные вопросы не смог ответить.

С целью выявления знаний детьми названий частей предметов использовалось следующее задание.

Задание 2. Назови части предметов

Ребенку последовательно показывались четыре картинки с изображением стула, чайника, дома, грузовой машины. При этом картинки, с которыми ребенок не работал, закрывались листом бумаги. Предлагалось ребенку назвать предмет и его части .Если ребенок затруднялся, педагог указкой показывал части изображенных предметов, что в помогало их выделить . Например: « стул – спинка, сиденье, ножки», « чайник – ручка, носик, дно, крышка», « дом – крыша, окно, дверь, крыльцо, труба, стены», « машина – кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца».

Ответы детей оценивались следующим образом: « 5» - если ребенок назвал у стула и чайника все части, у дома и машины шесть-пять частей; «4» - если ребенок назвал у стула три части, у чайника три части, у машины и дома четыре-три части; «3» - если ребенок назвал у стула две части, у чайника две части, у дома и машины три части; «2» - если ребенок назвал у стула одну часть, у чайника одну часть, у машины две части; «1» -если ребенок отвечает неадекватные ответы и помощь не требуется.

Это задание оказалось значительно труднее первого. Только двое детей правильно назвали в се части предъявленных предметов. Наибольшее затруднение вызвали два предмета стул и чайник. Сиденье у стула дети называли крышка, носик у чайника называли горлышко.

Занятие 3. Назови одним словом

Слова- обобщения

Предлагаемые темы: « одежда», «обувь», « овощи», « фрукты», « мебель», « животные». Детям показывают картинки с изображением пяти предметов, соответствующих слову- обобщению. Попросить ребенка посмотреть на изображенные предметы и назвать их одним словом. При этом ребенок не называет конкретные предметы, относящиеся к обобщенному понятию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Требования профессии к личности педагога
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться педагог. Современному ...

Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...

Младший школьник и его особенности отношения к живому
Младший школьный возврат - один из этапов развития человека, один из периодов детства, само название которого говорит о том, что он связан с обучение в начальной школе. В нашей стране название возраста «младший школьник» воспринимается как единство возможное для детей, которые по современным россий ...

Навигация