Изучение особенности развития словаря у детей средней группы

Страница 1

Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей.

Нами были поставлены следующие задачи :

1.Изучить знание названий предметов и их частей.

2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, отвечающие на вопрос « Что делает?»

3. Умение подбирать определения.

4. Умение правильно использовать обобщающие понятия.

5. Изучить запас антонимов и синонимов.

6.Изучить понимание и употребление многозначных слов.

Для решения эти задач нами были использована методики, разработанные Т.И Гризик * и И.Д.Коненковой.**

Для изучения, развития словаря детей пятого года жизни, воспользовались методикой Гризик Татьяны Ивановны.

В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. Для этого предлагается 8 заданий. Результаты изучения состояния словаря ребенка представлены в таблицах № 1 и 2 задания предлагается оценивать по 5- бальной системе.

Задание 1. Назови предметы

Ребенку показывали картинку, на которой изображено шесть предметов: ботинки, чайник, дом, грузовая машина, платье, стул. Последовательно задавались следующие вопросы: «Что носят на ногах? В чем заваривают чай? Где живут люди? Что помогает людям перевозить грузы ? Что носят девочки? На чем сидят люди?» Ребенок внимательно слушает взрослого, находит соответствующую картинку, называет предмет.

Ответ оценивался следующим образом: «5» - если ребенок называл все шесть предметов; «4» - если ребенок назвал от пяти до трех предметов; «3» - если ребенок назвал менее трех предметов; « 2» - если ребенок назвал два предмета; «1» - если ребенок говорит неадекватные ответы или слова замены.

Данное задание оказалось очень легким для детей. Почти все дети правильно назвали предъявленные им картинки. Только Алик Г. смог ответить и назвать три предмета из шести (стул, дом, грузовая машина). На остальные вопросы не смог ответить.

С целью выявления знаний детьми названий частей предметов использовалось следующее задание.

Задание 2. Назови части предметов

Ребенку последовательно показывались четыре картинки с изображением стула, чайника, дома, грузовой машины. При этом картинки, с которыми ребенок не работал, закрывались листом бумаги. Предлагалось ребенку назвать предмет и его части .Если ребенок затруднялся, педагог указкой показывал части изображенных предметов, что в помогало их выделить . Например: « стул – спинка, сиденье, ножки», « чайник – ручка, носик, дно, крышка», « дом – крыша, окно, дверь, крыльцо, труба, стены», « машина – кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца».

Ответы детей оценивались следующим образом: « 5» - если ребенок назвал у стула и чайника все части, у дома и машины шесть-пять частей; «4» - если ребенок назвал у стула три части, у чайника три части, у машины и дома четыре-три части; «3» - если ребенок назвал у стула две части, у чайника две части, у дома и машины три части; «2» - если ребенок назвал у стула одну часть, у чайника одну часть, у машины две части; «1» -если ребенок отвечает неадекватные ответы и помощь не требуется.

Это задание оказалось значительно труднее первого. Только двое детей правильно назвали в се части предъявленных предметов. Наибольшее затруднение вызвали два предмета стул и чайник. Сиденье у стула дети называли крышка, носик у чайника называли горлышко.

Занятие 3. Назови одним словом

Слова- обобщения

Предлагаемые темы: « одежда», «обувь», « овощи», « фрукты», « мебель», « животные». Детям показывают картинки с изображением пяти предметов, соответствующих слову- обобщению. Попросить ребенка посмотреть на изображенные предметы и назвать их одним словом. При этом ребенок не называет конкретные предметы, относящиеся к обобщенному понятию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Организация и содержание констатирующего эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе МДОУ «Детский сад №133» г. Рязани в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент; 2) Формирующий эксперимент; 3) Контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности словообразовательных умений ...

Навигация