Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу.
У каждого человека имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни. Своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения к младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.
Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев, и традиций какого – то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов.
При изучении истории общества проблемы семье всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа и семьи. Именно в семье складывается народные воспитательные традиции, и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в в ряду сменяющих друг другу поколений. В семейном воспитании выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной.
Вся народная этика сводится главным образом к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности поколений, сохранения фамильной чести, уважение к предкам.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа: - Сначала сделай, потом говори. Мало говори, больше работай.
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребёнку с учётом его возраста находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего поколения вообще. «хоть шесть дней голодай, но отца почитай» - говорят татары.
В народной педагогике материнство рассматривается, возвеличивают женщину – мать, создают культ матери: «Всю жизнь, день и ночь трудись - труд матери не возместись» Мать – единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
О роли отца в семье в народе говорят: «Отец жив – смотри не его поступки, отец умер – помни о его воле»
В этнопедагогике выработано правило, устанавливающее, что родители отвечают за то, как воспитывается их ребёнок, каким он готовится к жизни. Но родительские обязанности далеко не исчерпываются обычной воспитательной заботой о детях. В пословицах по этому поводу говорится: «Отец и мать слушал – человеком встал, кто не слушал – пропал».
Эмпирическим путём народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая».
Какие требования предъявляет татарская народная педагогика родителям, чтобы родители могли представить перед детьми положительными нравственными примерами?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей: «В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель»
Татарский народ утверждает, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики.
Народные прогрессивные и семейные традиции и обычаи, являясь составной частью народной педагогики, играют важную роль в нравственном воспитании детей с малых лет. В процессе воспитания обеспечивается преемственность поколений, которая является условием непрерывного развития. Проявление преемственности многообразно и многогранно. Оно может проявляться в личном плане, в плане семейных и общественных традиций, которые способствуют сохранению общего устойчивого стереотипного поведения, схожести образа мышления и определенных присущих черт характера. Все это способствует формированию так называемой памяти детства, так как основы личности человека закладываются в дошкольном возрасте.
Материалы по педагогике:
Содержание работы по развитию словаря
На основе анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный словарь детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобща ...
Пешеходные прогулки, походы и экскурсии
При изучении влияния разных видов отдыха на здоровье учеными было доказано, что самым эффективным оздоровительным видом отдыха является туризм, связанный с физической тренировкой на лоне природе. Туристический поход обеспечивает сочетание всех составных частей полноценного отдыха (физическая активн ...
Индивидуальный план прохождения педагогической практики
В 6 «а», 7 «б», 7 «а», 8 «в» и 10 «б» классах МОУ СОШ № 1 с. Питерка студентки 4 курса 411 группы социологического факультета Касицыной Дарьи Александровны Дата Наименование вида работы Отметка о выполнении работы Примечание 28.08.10. ознакомилась с Уставом МОУ СОШ «с. Питерка.» выполнено 7.09.10. ...