Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово

Страница 2

Михаил Васильевич Ломоносов был не только выдающимся философом и ученым, но и крупным общественным деятелем, и про­светителем, всегда полным замыслов и планов об улучшении жизни людей. Правда, эти замыслы и планы не предусматривали революционной ломки общественных порядков, однако в них содержалось немало идей, противоречащих феодально-крепостническому строю России.

Ломоносов развивал взгляды передовых представи­телей общественной и философской мысли России. Большое влияние оказали на него прогрессивные идеи его ближайших предшественников, известных под названием «ученой дружины» . К ним относились: новгородский епископ Феофан Прокопович, государственный деятель и историк В. Н. Татищев и поэт-публицист Антиох Кантемир — широкообразованные люди, противники мрако­бесия и застоя. Прокопович, будучи преподавателем философии в Киевской Академии и в по­следующее время, занимался естественными науками, Кантемир перевел на русский язык книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», опровергающую би­блейские представления о вселенной. Прокопович, Татищев и Кантемир поддерживали реформы Петра I, стояли за развитие промышленности и морского флота, отстаивали необходимость распространения просвещения и научных знаний. Они всегда нахо­дились в центре политических событий и болели за судьбы родины.

Как и его предшественники, Ломоносов безгранично любил свою родину и свой народ, неустанно боролся за их интересы. Всю свою жизнь он стремился быть полез­ным отечеству. Его слова: «На пользу общества коль радостно трудиться»— являются подлинным девизом жизни. Он не занимался надуманными, оторванными от жизни проблемами, а стремился связать науку с нуж­дами развивающейся отечественной промышленности и всего хозяйства России.

Находясь за границей, Ломоносов старался ко всему присмотреться, перенять полезное, чтобы применить все это на родине, научить русских людей опыту Европы в добыче полезных ископаемых, в строительстве шахт, за­водов и т. п. Русский народ трудолюбив и понятлив. От­сталость России была связана с многочисленными войнами, нападениями извне, порабощением. Ломоносов много говорит о значении мира в жизни любой страны.

В понимании общественных вопросов Ломоносов был идеали­стом. В ряде своих работ, как и в трактате о народона­селении, он вскрывает лишь второстепенные причины бедственного положения народа, не касаясь основного и главного — характера экономических отношений в России. Ломоносов не восставал против самодержавного строя, а стоял только за более гуманное отношение к крепостным крестьянам, за улучшение их жизни в усло­виях крепостничества.

Нападает Ломоносов и на духовенство, как рассадник всяких нелепых суеверий. Ведь это невежественные попы способствуют увеличению детской смертности, когда зимой крестят новорожденных в холодной воде и даже со льдом, считая, что подогретая вода нечиста, имея примесью теплоту. Это опять-таки попы устанавливают посты, в результате которых от резкой перемены в пита­нии также умирает много людей. Говорит он и о вреде неравных в возрастном отношении браков, заключаемых по прямому приказу крепостников-помещи­ков. От таких браков часто страдает потомство.

Предупреждая возражения церковников, Ломоносов ссылается на гибкость рус­ского народа, легко воспринявшего нововведения Петра I. Он ут­верждает, что предлагаемые им меры «не больше опасны, как заста­вить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо них учредить правительствующий Сенат, святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!» .

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Навигация