Дидактическая игра, ее сущность. Классификация

Страница 1

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта; это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть.

Игра — один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью (Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин) и основным средством воспитания и обучения детей. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире(А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева).

"Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности".

Дидактическая игра так же занимает важную роль в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой. Включение игровых элементов в процесс обучения позволяет сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, научить детей бережному отношению к природе. Игру можно назвать эффективным средством экологического воспитания. С помощью разнообразных дидактических игр возможно формирование у дошкольников не только системы природоведческих знаний, но и воспитания осознанно правильного отношения к природе. Игровая форма преподнесения природоведческих знаний, в частности знаний о сезонных изменениях в природе, повышает интерес ребенка к предлагаемому материалу, вызывает положительные эмоции и способствует быстрому и глубокому усвоению знаний о природе, ее явлениях, и закономерностях. Дидактические игры природоведческого содержания предоставляют детям возможность оперировать заключениями в их содержании знаниями, таким образом способствуют уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее представлений и расширению кругозора. Играя, дошкольники учатся устанавливать в природе существующие взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных в условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.

Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляла собой основу воспитательно-образовательной работы в детском саду. Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.

М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми. Но эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности психологического развития старших дошкольников
Последний год пребывания ребенка в детском саду является переломным, критическим в психологическом отношении. Все сдвиги, происходящие у старших дошкольников закономерные результаты развития всего дошкольного периода и необходимая основа для перехода к дальнейшим этапам развития. Подготовка к этим ...

Психологические особенности детей с нарушением слуха
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобраз ...

Характеристика процесса музыкального восприятия
В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». Существует и другое определение музыкального восприят ...

Навигация