Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление личности к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравственно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.
Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизировалось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувствовать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у детей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоятельно сотворенной красоты труда.
Народ считал, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых организует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нужно это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связывалась с морально-эстетическими представлениями человека о своей деятельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое наслаждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" (карачаевские), "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд" - адыгские и др.
Народы Кавказа придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому что для них предметы быта, орудия труда, постройки, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эстетическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У горцев от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения, ремесла кавказцев. Несмотря на то, что жизнь горских народов была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравственности.
Во все времена у горцев существовала потребность создавать прекрасное в труде. Внешний вид и внутреннее убранство жилища, одежда и ювелирные украшения, ткаческие, плотнические работы, декоративно-прикладное искусство - все это отражало стремление к красоте, гармонии. Любовно создавая и по возможности украшая вещи, горцы старались творить по законам красоты. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.
Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. У карачаево - балкарцев были распространены такие трудовые песни как, "Умай" (песня охотников), "Долай" (песня при сбивании масла), "Эрирей" ( исполнялась при молотьбе) и др. Такие песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развлекать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания. Этой задаче служили народные трудовые праздники, например, "Сабантой" - в честь окончания полевых работ, "Индыр той" - праздник молотьбы (карач.) и др.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.
Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.
В основу формирования совершенного человека народная педагогика горцев положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд у карачаевцев, балкарцев, адыгов, осетин и других народов Северного Кавказа являлся мерилом человеческих ценностей.
Материалы по педагогике:
Традиционные и современные методы устранения заикания
Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных традиционных и современных методов преодоления этого заболевания. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность м ...
Структура деловой игры
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого см ...
Игровые формы
занятий
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду тре ...