Идеал красоты у горцев Северного Кавказа

Материалы о педагогике » Идеал прекрасного в народной педагогике » Идеал красоты у горцев Северного Кавказа

Страница 5

О влиянии красот кавказской природы на духовно- эстетическое разви­тие горцев указывали путешественники первой половины ХIХ в.:

"Природа, дав горцу крепость и гибкость в теле, не отказала ему в свойствах души, приемлющих и сохраняющих добрые впечатления, она сделала его обладателем прекраснейшей страны, где благотворное небо, плодови­тая почва и близость моря представляет все средства к удовлетворению потребностей и даже прихотей, где чудные картины природы возносят думы всякого созерцателя выше земных благ".

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо­дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос­тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета­лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпеча­ток на всю народную педагогику горцев. Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред­ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педа­гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к род­ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше.

В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни горских народов следует рассматривать их художе­ственное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его при­кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для соб­ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изде­лиях горских умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи­рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради­ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо­ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная вы думка оформления.

Эстетическая ценность и этическая направленность прикладного искусства, народного, в особенности, наиболее отчетливо воспринимаются в ансамбле жилого комплекса горцев. Здесь веками создавался суровый выразительный тип жилища, где все определялось патриархальным образом жизни большой семьи: открытый очаг в центре «тер» — почетное место главы рода, сложенные стопкой и закрытые узорными коврами постели, домашняя утварь, сделанная руками самих хозяев. Все это был отмечено мудростью, простотой и целесообразностью, заключало в себе своеобразную художественную силу и выражало этическую направленность, заботу о человеке.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства и Северо-Западном Кавказе были ковроделие, гончарное производство, вя­зание, золотошвейное искусство, резьба по камню, который широко при­менялся как декоративный материал в отделке архитектуры, надгробных плитах. О древности камнерезного дела здесь говорит обилие сохранив­шихся до наших дней памятников. Резные камни со сценами охоты и схваток зверей, каменные кружева свидетельствуют о высокой культуре и древних традициях этого вида искусства. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем­ление к добру.

Одним из ценных видов народного творчества Северо-Западного Кав­каза было золотошвейное искусство, связанное с украшением традицион­ного женского и мужского костюма. По мере развития общества создава­лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди­фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отрази­лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра­шений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по­требностей в лучших своих образцах одежда народов Северо-Западного Кавказа проникнута своеобразным художественным вкусом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методические особенности подготовки школьников в области информатики и информационных технологий
В основу курса информатики и информационных технологий в 5 классе положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолж ...

Методические аспекты изучения формирования высказывания дошкольников с ОНР
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях . В свободном речевом общении средс ...

Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...

Навигация