Английский путешественник Эдмонд Спенсер в 1830 году говорил о горцах: "Храбрые рыцари прежних времен никогда не оказывали более уважительной галантности к прекрасному полу, чем эти простые горцы".
Дж. А. Лонгворт, проживший год среди причерноморских адыгов и наблюдавший их быт, обычаи, традиции, писал: "Их отношение в целом к женщинам, каким резким и властным оно не могло показаться, не лишено галантности и придает их манерам налет рыцарства. На празднествах у молодых людей бытует обычай, поднимая вазу с бузой, с тостом в честь избранницы сердца, разрядить в воздух ружье или пистолет. Вызов немедленно принимается теми, у кого есть заряд пороха Чтобы в той же манере подчеркнуть превосходство их собственных пассии". Красотой и грацией горянок восхищался шотландец П.Г. Брус, принимавший участие в Персидском походе Петра 1 в 1722г. Спустя много лет он вспоминал о горянках: " Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами лица, гладкой светлой кожей, и с прекрасными черными глазами, которые, вместе с их черными волосами, придают им очень красивый вид. Все это, вместе взятое, с их красивыми, всегда открытыми лицами, и их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делают их очень желанными, несмотря на все это, они слывут очень целомудренными.
Высокий идеал женщины- горянки воплощался в жизнь. Существуют многочисленные сведения европейских и русских авторов о духовно-нравственной красоте, целомудренности, скромности и уме горянки. В частности, на протяжении двух столетий писателей, критиков и литературоведов интересует прекрасная и трагическая судьба черкешенки Айшет, ставшей классиком французской литературы. Крупнейший французский критик Сент-Бев писал: «Эта черкесская женщина, вышедшая с азиатского базара, была привезена во Францию за тем, чтобы построить памятник святости чувственной чистоте».
Искусство горянок в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства. Так, барон Е. Вайден-баум, находившийся три года в плену у горцев, писал в своих воспоминаниях: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах: скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление».
Анализ источников свидетельствует о том, что женщина-горянка была прославлена не только в горском обществе, но и получила всемирное признание, В то же время нельзя не согласиться с утверждением ряда авторов о том, что «у всех народов на всем протяжении их исторического развития - от первобытно общинного строя до позднего капитализма -«хозяевами жизни» были мужчины. Горцы, не составляли в этом отношении исключения. В семье и обществе, в хозяйственной жизни и управлении, в судопроизводстве и отправлении религиозного культа главенствующую роль у них играли именно мужчины. Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юридической, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчины, который владел основными орудиями труда.
Характеристика эстетического идеала женщины - горянки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего то, что героини горского фольклора необыкновенно красивы. Портретная характеристика героинь является одним из приемов художественного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесторонней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нравственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на утверждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.
Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастбище, в мастерской, на пашне, за рукоделием, в процессе самообслуживания детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.
Эстетическая сущность труда проявлялась с особой силой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выраженными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результатов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетическое наслаждение.
Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непрерывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не последнюю роль в которой играл эстетический аспект труда.
Материалы по педагогике:
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...
Методика применения ПДГ на уроках по теме Paint в
средней школе
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда смотрит и слушает – 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. Совр ...
Цели и задачи семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
Цели семейного воспитания, отражая требования государства, общества и конкретной социальной группы к личностным особенностям людей, все же отражают их уникальное своеобразие. В современной педагогической литературе оно увязывается с направленностью педагогической деятельности родителей на воспитате ...