Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой, С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросов, связанных с агрессией.
Как справедливо отмечает И.А. Фурманов, тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикация на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их коррекции особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания.
Американские психологи Е.Маккоби и С.Джеклин, изучавшие агрессивное поведение у представителей разного пола, пришли к выводу, что хотя большая агрессивность мужчин объясняется некоторой биологической основой, определенными изменениями в крови, но вместе с тем.эта основа создает лишь готовность к обучению агрессии . и так ярко она не проявлялась, если бы не повышала их статус. Е.Маккоби и С.Джеклин высказывают справедливое утверждение об антисоциальной природе агрессивности, что нельзя агрессивность, стремления сделать зло другому, рассматривать как положительную черту ни у женщины, ни у мужчины.
Вместе с тем в работах зарубежных психологов встречается точка зрения, согласно которой агрессию человека нельзя рассматривать как форму поведения всегда противоположную нравственным нормам. Некоторые формы агрессивного поведения, например, агрессивная самозащита, воспринимаются как морально оправданные и даже необходимые.
Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми. А.Г. Асмолов в предисловии к книге К.Бютнера “Жить с агрессивными детьми”, говоря о росте преступности среди детей и подростков, отмечает парадоксальность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.
Указанная проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является, как указывает А.Г. Асмолов, лишь частным примером одной из сторон более общей проблемы - реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом правонарушения, жестокости.
Проблема агрессии заинтересовала психологов еще в начале века. Об агрессии написано около 400 монографий. Пик интереса к этой проблеме падает на 60-70 годы.
Несмотря на большое количество работ по проблеме агрессии, вряд ли можно утверждать, что эта проблема решена. Вероятно, следует указать лишь на отдельные аспекты, исследованные в большей степени, чем другие. Анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует насколько сложна и многоаспектна эта проблема и насколько различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.
В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”.
Материалы по педагогике:
Сущность и содержание понятия геоэкологического
мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении буд ...
Теории и виды образования
На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов. Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учен ...
Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих
нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...