Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Деятельность педагогов высоко оценивалась человеческим обществом во все времена, т.к. главное предназначение педагога - это приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества. Многие ученые-психологи и дидакты посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры. Среди них такие известные психологи как Немов В.С., Крутецкий В.А., Зимняя И.А., Чернявская А.П., Загвязинский В.И., Демидова И.Ф., Смирнов С.А. и другие. Каждый из них по своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность». В трудах разных ученых предлагаются различные классификации стилей педагогической деятельности.
Несмотря на достаточную разработанность, данная проблема остается актуальной, это положение и обусловило выбор темы нашей курсовой работы и позволило сформулировать параметры исследования.
Так, объектом выступила личность детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются индивидуальные педагогические стили и их влияние на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении особенностей влияния индивидуальных педагогических стилей на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. подобрать психодиагностический инструментарий для проведения исследования;
3. определить степень влияния стилей педагогического общения на агрессивность детей;
4. дать методические рекомендации по теме исследования
Сформулированные параметры позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что индивидуальный педагогический стиль оказывает существенное влияние на формирование агрессивности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, социальными работниками, психологами и всеми заинтересованными этой проблемой специалистами, а также использованы для проведения профилактической работы по преодолению агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
Исследование проходило в один этап с февраля 2013г. по март 2013 г. В данный период была изучена специальная литература, подобран психодиагностический материал, для реализации эмпирического исследования.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность и представлены параметры исследования.
В главе I "Психолого-педагогические подходы к проблеме агрессивности в современной науке" раскрываются теоретические аспекты исследования проблемы
В главе II "Эмпирическое исследование влияния индивидуального стиля педагога на формирование агрессивности у детей дошкольного возраста " содержится описание эмпирического эксперимента, направленного на выявление влияния индивидуального педагогического стиля, на формирование агрессивности детей дошкольного возраста.
В заключении приведены основные выводы исследования. Список использованной литературы содержит 28 источников. В приложении описываются методики по снижению агрессии.
Материалы по педагогике:
Организация взаимообмена опытом семейного воспитания детей,
силами родительского комитета
Многие родители обмениваются опытом воспитания детей на протяжении многих веков. В школе создаются специальные семинары, где собираются родители, родительский комитет, учителя и они обмениваются опытов о том, как лучше воспитать своего ребенка. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает в ...
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: a. объективность, b. надежность, c. валидность (действенность). Важнейшими принципами диагностирова ...
Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...