3 правило. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником.
Повторение теоретического материала, необходимого для выполнения письменных заданий, вызвано в основном двумя причинами.
Во-первых, перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решения письменных заданий и обосновать свой выбор.
Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работы повышает прочность закрепления материала. Дело в том, что различают четыре типа памяти: зрительную, слуховую, моторную, смешанную.
У большинства людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени развиты элементы всех трех основных типов памяти (зрительной, слуховой и моторной). В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.
По данным психологии восприятия, даже если человек имеет тип памяти с ярко выраженным доминированием одного основного типа (например, только зрительную память), то он усваивает материал зрительно лучше, если использует все три основных способа.
Активное воспроизведение знаний и самоконтроль в процессе усвоения материала повышает заинтересованность учащегося при осмыслении и усвоении им знаний. Благодаря этому материал запоминается прочнее.
При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы, большую роль играет уровень интереса учащихся к изучаемому вопросу и данному виду учебной работы. Высокий уровень интереса не только усиливает упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и повышает стремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности – ученик старательно выполняет упражнения и подбирает наиболее удобные способы и приемы учебной работы.
4 правило. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.
Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах она значительно видоизменяется. В этих классах учащиеся наряду с учебником часто используют и дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы и т.д.) Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь выше. Не меньшее значение имеет в старших классах применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении заданий становится еще выше.
Указывая на большую роль активного воспроизведения значений и самоконтроля в процессе усвоения изучаемого материала, К.Д. Ушинского подчеркивал, что в этом случае достигается более высокая степень сосредоточенности внимания на осмыслении и усвоении знаний, и поэтому они быстрее и прочнее запоминаются.
Материалы по педагогике:
Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...
Помощь ноосферному образованию
Высоко оценивая рождение принципиально новой российской системы ноосферного образования, решающей актуальные задачи сегодняшнего дня и устремленной к высоким целям воспитания ноосферной Личности будущего, мы должны, каждый на своём месте, всемерно помочь ей. Помочь выстоять, обрести прочную почву п ...
Сущность и проблемы семейного воспитания учащихся
старшего школьного возраста
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...