История какого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История возникновения процентов», «История развития буквенной символики», и др.),
Приложение учебного предмета в какой-нибудь области знаний («Применение математики в сельском хозяйстве», «Геометрия вокруг нас» и др.).
Самостоятельное составление задач.
Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.
Составлять задачи можно:
1) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместны после проведения экскурсии на производство);
2) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и.д.
В школьной практике указанный вид домашнего задания не находит широкого применения. Многие учителя недооценивают работу по самостоятельному составлению задач учащимися. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.
При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но и развиваете у них желательный склад ума.
Домашние контрольные работы.
Определенную роль в воспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с книгой играют домашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашними заданиями. В них необходимо предусматривать задания не только на простое воспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приемов, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, его видоизменение, придумывание самостоятельных примеров.
Эти работы преследуют следующие цели:
приведение в систему материал какого-либо раздела, проследить линию вопроса по программе разных классов, обеспечивая необходимое повторение материала.
развитие мышления учащихся;
предупреждение отставания учащихся;
расширение и углубление знаний;
воспитание интереса к предмету и др.
решения нетипичных и нестандартных задач;
изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.
Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:
для закрепления пройденного материала;
для подготовки в усвоении нового материала.
Нужно отметить, что здесь приведены далеко не все виды домашних заданий, которые предлагаются в школе, так как в основном вид домашней работы зависит от конкретного учебного предмета.
Учитель одновременно может задавать домашнее задание двух или трех уровней:
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого Вы беретесь.
Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень – творческое задание. Используется учителем или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Качество и культура труда школьников по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Вот важнейшие из этих правил.
Материалы по педагогике:
Дошкольное образование в начале XX в
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распростран ...
Организация индивидуальной работы учителя с детьми
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...
Структура урока с целью самостоятельного построения рассуждения по тексту
С целью формирования умений рассуждения в письменной речи на иностранном языке мы предлагаем следующую структуру урока: 1. Определение типа задания Предлагая учащимся тему эссе, нужно следить за тем, чтобы, прочитав задание, они могли определить, какой вид сочинения необходимо написать: письмо с вы ...