Если все данные свойства выполняются, то исполнитель выполняет алгоритм формально. Это означает, что при выполнении алгоритма исполнитель строго следует командам и не какого творчества с его стороны быть не может. Отсюда следует вывод о возможности создания автоматических исполнителей. Таким автоматическим исполнителем по обработке информации является компьютер. Дети сами могут назвать таких автоматических исполнителей: роботы, станки с автоматическим управлением, автоматическая стиральная машина и так далее.
После того как все свойства алгоритма разобраны следует их закрепить при помощи задач. Для этого полезно рассмотреть с учениками несколько заданий следующего содержания:
1) выполнить роль исполнителя: дан алгоритм, формально исполнить его;
2) определить исполнителя и систему команд для данного вида работы;
3) в рамках данной системы команд построить алгоритм;
4) определить необходимый набор исходных данных для решения задачи.
В качестве примера задачи первого типа можно использовать алгоритм игры Баше, рассматриваемый в учебниках [6]. Правила игры определены так: в игре используются 7, 11, 15, 19 предметов. За один ход можно брать 1, 2 или 3 предмета. Проигрывает тот игрок, который берет последний предмет. Предлагается алгоритм выигрыша для первого игрока. После того как ученики поиграли в эту игру по тем правилам, что описаны в учебнике, можно предложить им несколько заданий аналитического характера на тему игры Баше. Задания могут быть предложены в качестве домашней работы.
Теперь рассмотрим пример задания второго типа.
Задача: Описать систему команд исполнителя «Геометр», который мог бы выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
Решение. Ученикам знаком класс задач, которые в геометрии называются задачами на построение с помощью линейки, циркуля и карандаша. Полной системой команд для исполнителя «Геометр» является следующий список:
1. Провести отрезок прямой между двумя данными точками.
2. Установить раствор циркуля, равный длине данного отрезка.
3. Установить ножку циркуля в данную точку.
4. Провести окружность.
5. Выделить общие точки двух линий (пересечения или касания).
Необходимо обратить внимание учеников на элементарность каждой команды. Делить их на более простые не имеет смысла.
При построении СКИ ученики должны решать две проблемы: проблема элементарности команд и проблема полноты системы команд. Система команд исполнителя называется полной, если она содержит весь минимально-необходимый набор команд, позволяющий построить любой алгоритм в том классе задач, на который ориентирован исполнитель.
Отрешения предыдущей задачи можно перейти к задачам третьего типа. Оставив исполнитель и СКИ прежними ученикам можно дать такую задачу: «Записать для исполнителя Геометр алгоритм построения окружности, для которой задан её диаметр отрезком АВ».
Данный переход способствует лучшему восприятию задачи, так как ученики уже знакомы с исполнителем и его СКИ.
Решение: установить ножку циркуля в т. А;
установить раствор циркуля, равный АВ;
провести окружность установить ножку циркуля в т. В;
Материалы по педагогике:
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на
формирование опыта творческой деятельности учащихся
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие творческ ...
Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные
сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...
Реализация организационно-педагогических условий формирования мотивации как
главного фактора развития креативности у школьников
Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы В нашем случае педагогический эксперимент имеет весьма нестандартную форму. Классический педагогический эксперимент представляет собой метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности «применения отдельных методов и средс ...