Знакомство ребенка со сказкой

Страница 5

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.

После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:

1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.

2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.

3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.

4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.

5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.

6. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3—4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.

10. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

Как направление медицины и психологии, арттерапия зародилась в 30-е годы на Западе. Поначалу её теоретическая база была очень слабой, специалисты действовали чисто эмпирически, вслепую, «методом тыка». Многие из них не имели психолого-педагогической подготовки, а были, например, художниками. И работали по чистому наитию, считая, что искусство само по себе целительно, а потому нужно просто заинтересовать больных живописью или каким-нибудь другим видом творческого самовыражения, отвлечь от болезненных переживаний.

Потом постепенно стало приходить осмысление арттерапевтической теории. Она сложилась в основном из фрейдовского классического психоанализа, психодрамы, гуманистической психологии, аналитической психологии Юнга, теории игр Э. Берна, трансперсональной психотерапии и других направлений. Во многом арттерапия зиждится на активизации бессознательной сферы человека, на аппеляции к коллективному бессознательному, к древним архетипическим образам, символам, благодаря контакту с которыми личность получает мощный толчок к развитию.

Сейчас для нашей страны термин «арттерапия» тоже становится более привычным. Возникли ассоциации арттерапевтов. Например, Международное общество арттерапевтов и артпедагогов «Метаморфоза» объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих в медико-психолого-педагогических целях самые разные виды искусства: живопись (М. Дрезнина), театр (И. Медведева, Т. Шишова, И. Карпенко), оригами (Н. Острун), керамику (Н. Медведкина), компьютерную анимацию (Е. Кабаков) и др.

Всё это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельного рассказа, но в данной статье мы подробно остановимся лишь на сказкотерапии — целенаправленном использовании сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Проявление заикания и его формы как одна из проблем современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...

Значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно , но творческие задачи, которые ставил себе композитор в одном и другом случае, заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала его зде ...

Условия организации работы над выразительностью чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...

Навигация