8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.
После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.
Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.
Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого “Топор”; лиса и заяц из сказки “Лиса, заяц и петух”; Буратино и Карабас-Барабас из сказки “Золотой ключик. . . ” и т. д.
Если куклы-персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становится момент “выхода” персонажей к детям.
Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.
Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) будет иметь нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнею красивость; таким образом, внутренняя и внешняя красота будут в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на несочувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне. В связи с этим невозможно не вспомнить слова С. Я. Маршака: “Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым “указующим перстом”, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву”. От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечет подобная беседа. Желательно, начав игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключиться на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей (при этом стараться не обидеть ребят), отношение детей к родителям и к взрослым вообще, к малышам и сверстникам и т. д. Мнения положительного и отрицательного персонажа должны быть выражены четко и недвусмысленно и иметь соответствующую нравственную и эмоциональную окраску.
В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет “обращаться” персонаж. Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д. От такой “поддержки” ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием “общается” с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.
Материалы по педагогике:
Организация профилактической работы в школе
По мнению Левина Б.М., в последнее время наркомания и алкоголизм молодеют. Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причины, которые связаны с психологией подростка: Кризис взросления. Ребёнок начинает чувствовать с ...
Воспитательная работа
За время прохождения практики мною было проведено два воспитательных мероприятия с учащимися; «Алкоголь и подростки» и «Питерская земля - это родина моя!». Первое мероприятие было посвящено правовому воспитанию подростков, поэтому было проведено в 6–7 классах, так как этот возраст школьников, более ...
Дидактические проблемы применения средств новых
информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...