Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жинкин (1958) отмечает, что первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок их восприятие сопровождается развитием понимания, что он говорит не так, как все. Запинки возникают внезапно, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку.
Л.И. Белякова (1998) подчеркивает, что отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего, под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного отношения к проявлению этих запинок. В этом случае, по мнению Л.И. Беляковой, запинки не мешают общению ребенка с окружающими, являются запинками несудорожного характера и легко проходят, если нет осложнений.
И.А. Поварова в своей книге "Коррекция заикания в играх и тренингах" отмечает, что по своим проявлениям заикание - крайне неоднородно. Многообразие проявлений заикания позволяет утверждать, что это не только расстройство речевой функции, но и нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей. И.А. Поварова подчеркивает, что отклонения в психофизиологическом состоянии заикающихся проявляются по-разному. У них часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его, нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: речебоязнь, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания из-за своей речи, поэтому расстройство речи еще более усиливается. У некоторых детей одновременно с заиканием появляется страх речи, что приводит малыша к отказу от общения. У других страх речи развивается постепенно. Все указанные явления говорят о развитии у ребенка невроза, который приводит к своеобразному нарушению одной из основных функций речи - функции социального общения. У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить. Это часто бывает связано с сильным испугом. Ребенок плачет, а успокоившись, оказывается немым. Немота может продолжаться недолго, но все же иногда длится несколько дней. После нее ребенок начинает говорить с заиканием. Состояние более или менее длительной немоты носит название мутизма. Он может возникнуть у ребенка, склонного к истерическим реакциям, и даже у вполне здоровых детей как своеобразная защитная реакция на испуг или какое-либо конфликтное состояние. У здорового ребенка все может закончиться полным восстановлением речи. У многих детей заикание наблюдается только в самостоятельной речи. Отмечается, что запинки усложняются, когда ребенок использует длинные предложения, либо хочет рассказать об эмоционально важных для него происшествиях, либо говорит, не обдумав, что хочет сказать.
По нашему мнению, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера. На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда психологические изменения нередко выступают на первый план.
Материалы по педагогике:
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Пониман ...
Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности. Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При ...
Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической
литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...