Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это расстройство речи чаще всего возникает в период интенсивного формирования речевой функции, в возрасте от 3 до 5 лет.
Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.
Проблема заикания всегда волновала медиков, педагогов, психологов и логопедов. Но если раньше в этом винили болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка, то уже с конца XIX века медики укрепились во мнении, что заикание - сложное психофизиологическое расстройство.
В наше время заикание и его коррекция изучается в различных аспектах. Механизм заикания рассматривается не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.
Нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И.В. Данилов, И.М. Черепанов) показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию.
Психологи, изучая проблему заикания, выявили, что у заикающихся изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Так, у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет собой сложную задачу, требующую произвольного контроля.
Психолингвисты, при изучении проблемы заикания, исследуют, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающихся.
В целом, специалисты разных направлений выделяют анатомофизиологические, психические и социальные причины заикания у детей.
Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают общение, нередко становятся причиной трудностей обучения. Заикание является одним из расстройств, в наибольшей степени осложняющих общение. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать, порождают у заикающихся детей различные психологические особенности: уязвимость, робость, внушаемость и многое другое.
Несмотря на развитие современной медицины, психологии и логопедии заиканием страдают до 2% детей и взрослых. Поэтому исследование коррекции заикания с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является актуальной проблемой современной логопедии и психологии.
Цель работы - изучение проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления.
Задачи работы:
1) проанализировать современную научную литературу по проблеме заикания;
2) исследовать темпоритмическую организацию устной речи у дошкольников с заиканием;
3) провести комплексную логопедическую работу с использованием методики оздоровительной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой при устранении заикания у дошкольников в экспериментальном исследовании;
4) обобщить результаты экспериментального исследования.
Объект исследования: темпоритмическая организация устной речи у заикающихся.
Предмет исследования: коррекция заикания детей дошкольного возраста с использованием дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
В дипломной работе предлагается гипотеза: если применить комплексный подход к устранению заикания с использованием методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, то коррекционная работа будет протекать более успешно, значительно улучшится плавность речи у заикающихся. При проведении логопедической работы должны учитываться индивидуальные особенности ребенка, возраст, ведущая деятельность. Занятия проводятся подгруппами.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, качественный и количественный анализ полученных данных эксперимента.
Теоретическая основа исследования состоит в том, что дипломное исследование базируется на работах таких ученых: И.А. Сикорский, А.И. Богомолова, Г.А. Волкова, Л.И. Белякова, Ю.А. Флоренская, Г.Д. Неткачев, П.К. Анохин, И.А. Поварова, в которых заикание рассматривается как полифакторное сложное психофизиологическое расстройство.
Практическая значимость исследования в том, что материалы эксперимента с включением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой при устранении нарушений темпо-ритмической организации устной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием является перспективным направлением в комплексной работе по преодолению нарушений речи.
Систематизированные комплексы упражнений могут быть использованы логопедами, занимающимися проблемой заикания у детей дошкольного возраста и студентами дефектологических факультетов.
Экспериментальной базой исследования стала группа дошкольников - 4 ребенка (2 девочки, 2 мальчика) шестилетнего возраста подготовительной группы МДОУ"№33" г. Юрги, имеющих клинический диагноз: логоневроз, логопедическое заключение: невротическая форма заикания.
Материалы по педагогике:
Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...
Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...
Особенности нарушения речи у умственно отсталых школьников
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Из ...