Обследование заикающихся дошкольников проводилось с 1 по 15 сентября 2009 года и носило комплексный характер. Оно было направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания.
В основу обследования легла методика Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой.
Были обследованы дети 6-летнего возраста, страдающие заиканием, в количестве четырех человек, посещающие МДОУ "№33", г. Юрги.
Обследование началось с подробного выяснения анамнеза: собирались сведения о наследственности, о протекании родов у матери и о раннем развитии ребенка.
Анкетные данные:
Фамилия, имя, отчество обследуемого.
Дата рождения (год, месяц, число).
Домашний адрес, телефон.
Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.
Состав семьи.
Жалобы, предъявляемые родителями.
Сбор анамнестических сведений.
Наследственность:
Наличие алкоголизма у родителей.
Нервно-психические заболевания родителей.
Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.
Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
Заикание у родителей.
Заикание у сестер и братьев.
Заикание у деда или бабушки по линии отца и матери.
Характерологические особенности отца и матери.
Обстановка в семье.
Жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери
От какой беременности родился обследуемый (ая).
Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.
Особенности внутриутробного развития.
Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й
половине беременности; другие заболевания и вредности.
Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).
Особенности течения послеродового периода (закричал сразу - не сразу, асфиксия синяя - белая, родовые травмы).
Приложен к груди (сразу; на . сутки).
На грудном (искусственном) вскармливании до
Период до 1-го года:
Семейные условия.
Сон, аппетит.
Инфекционные заболевания.
Соматические заболевания.
Мозговые заболевания.
Мозговые травмы.
Спокойный, беспокойный.
Формирование навыка опрятности.
Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.
Период дошкольного возраста:
Семейные условия.
Инфекционные заболевания.
Соматические заболевания.
Мозговые заболевания.
Мозговые травмы.
Моторное развитие: отставание, норма, опережение.
Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.
Адаптация в дет. яслях, дет. саду.
Основные черты характера (спокойный - возбужденный, подвижный - замедленный, уравновешенный - капризный и т.д.).
Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).
Речевой анамнез:
Время появления гуления и лепета. - Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).
Время появления первых слов.
Время появления простой фразы.
Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.
Наличие и выраженность итераций.
Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).
Условия воспитания ребенка:
Социальная среда (где ребенок воспитывался - в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).
Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия - какой язык преобладает в общении.
Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).
Культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания:
Возраст, в котором появилось заикание.
Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
Наличие периода мутизма.
Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.
В каких условиях облегчается - ухудшается речь.
Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это
выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).
Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача,
посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования - детский сад, школа).
Материалы по педагогике:
Разработка уроков по
теме «Алгоритм»
Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма" Цель урока: Работа над понятием «алгоритм». Задачи: Образовательные - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»; - Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма; - Рассмотреть виды алгоритмов; - Изучить формы ...
Организация воспитательного процесса
В узком, педагогическом смысле воспитание относительно самостоятельно, хотя и тесно связано с обучением поскольку обучение является воспитывающим. Но как ни велико воспитательное значение обучения, оно не адекватно воспитанию. Воспитание есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от метод ...
Особенности использования игры в процессе
проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...