2. Динамическая координация
а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.
б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается.
3. Одновременность движений
а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются;
б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.
Процедура обследования тонких движений пальцев рук.
Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:
1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке;
2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;
3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, “пальчики здороваются”;
4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.
Отмечается: ведущая рука - точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
Процедура обследования произвольных мимических движений.
Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:
а) поднять брови (“удивиться”);
б) прищурить глаза (“яркое солнце”);
в) сморщить нос (“кислый лимон”);
г) улыбнуться (“веселый клоун”);
д) надуть щеки “толстый помидор”);
е) выпятить губы (“имитация свиста”).
Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.
Процедура обследования артикуляционной моторики.
Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:
а) удержание губ в позе “улыбка" (как при звуке “и”);
б) удержание губ в позе “овал" (как при звуке “о”);
в) удержание губ в позе “трубочка" (как при звуке “у”);
г) удержание языка в позе “лопаточка”;
д) удержание языка в позе “иголочка”;
е) удержание языка в позе “парус”;
ж) переключение движений губ (“улыбка” - “трубочка”);
з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта (“часы”);
и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов (“качели”);
к) пощелкать языком (“лошадки”).
Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений.
Обследование речевой функции.
1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология - указать какая).
2. Характеристика движений органов артикуляции.
3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.
4. Лексический строй речи - количественная и качественная характеристики словаря.
5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).
6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно; замедлен значительно; неровный).
8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и прочее).
Материалы по педагогике:
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...
Проблемы машинных методов обучения
Машинные методы обучения с опорой на вычислительную технику, т.е. компьютер, выступают в качестве помощника преподавателю. В настоящее время в большинстве учебных заведений имеются компьютерные классы с объединением компьютеров в локальные вычислительные сети. Эффективность использования средств, в ...
Причины и условия отклоняющегося поведения подростков
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения ...