Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников

Страница 2

Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

Имеют ли место частые конфликты в семье - чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).

Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).

Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.

Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

Уровень развития игровой деятельности ребенка.

Склонность ребенка к определенным играм.

Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).

Анализ заключения специалистов.

Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога).

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка

Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.

Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).

Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

Отмечаются также:

повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.

особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению

эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

Состояние психических функций:

особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);

характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;

особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.).

Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

I. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на “цыпочках”.

Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...

Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО
Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО. Непременным у ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Навигация