Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания

Материалы о педагогике » Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании » Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания

Страница 2

Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих технических средств обучения , определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и технические средства обучения органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были технические средства обучения, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к техническим средствам обучения, удовлетворяют автоматизированные обучающие системы.

Автоматизированные обучающие системы - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. Автоматизированные обучающие системы дают возможность использовать быстродействие электронно-вычислительных машин, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых -- индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности; унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей. Оснащение учебного рабочего места устройством отображения информации на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с электронно-вычислительной машиной, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем.

Комплексное использование технических средств обучения всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения -- улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.

Виды технических средств обучения

- акустические системы

- видеокамера

- видеомагнитофон кассетный

- видеомикшер (пульт для монтажа и озвучивания видеопрограмм, видеофильмов)

- видеоплеер (на магнитных пленках или лазерных дисках)

- видеопроектор (для воспроизведения на большой экран)

- графопроектор (для проекции на экран изображений с прозрачных пленок, или компьютера)

- камкордер (видеокамера со встроенным видеоплеером)

- микрофон

- компьютер (персональный компьютер – ПК)

И т.д.

Как правило, все информационные технологии обучения связаны с компьютерным обучением. На современном этапе международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии:

· Совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов ВУЗов и СУЗов по информатике и новым информационным технологиям;

· Переподготовка преподавателей в области новых информационных технологий;

· Информатизация процесса обучения и воспитания;

· Оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

· Создание современной национальной информационной среды и объединение в нее учреждений образования;

· Создание на базе новых информационных технологий единой системы дистанционного образования в стране

Современные информационные технологии выполняют различные функции в обучении учеников школ: средства обучения, учебного и исследовательского инструментария, коммуникативной системы, предмета изучения. В настоящее время становится обычной практикой широкое использование компьютерного тестирования для дистанционного обучения, заочного образования, тренинга, самостоятельной работы, для проведения текущего, промежуточного и обобщающего контроля приобретаемых знаний.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Тестирование личностных характеристик детей
Цель тестирования: изучение личностных характеристик детей (их ценностных ориентаций). Результаты тестирования нужны во всех случаях, когда возникает практическая необходимость оценки эмоциональных и поведенческих отклонений, когда надо принять решение о создании наиболее благоприятных условий обуч ...

Организация дидактических игр в подготовительной школе группе
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их взрослые способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделить как общие так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключе ...

Принципы классификации электронных средств учебного назначения
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: программно-методические (учебные планы и учебные программ ...

Навигация