Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда

Материалы о педагогике » Научная организация педагогического труда » Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда

Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического труда, нормирование определяет комплекс затрат, действий, необходимых для выполнения заданного объема работы при учете определенных организационно-педагогических и технических условий.

Понятие «нормирование» включает в себя три компонента: затраты труда (труд), объем работы и условие работы.

В педагогическом труде есть нормы, которые установлены соответствующими законами, директивными указаниям: продолжительность рабочего дня, отпусков, нормы рабочей нагрузки учителей различных предметов.

Сам же педагог должен уметь нормировать учебное занятие – по объему и сложности: иметь учебные программы, определяющие объем и сложность содержания материала, указано время, необходимое для изучения той или иной темы.

Если нет нормирования, то нет и образцов, по которым проверяется учительская деятельность. В последнее время в педагогической литературе наряду с «нормированием» употребляется термин «стандартизация». Это понятие более широкое, так как включает в себя разработку и обычных норм, и требований к нерегламентированным видам педагогической деятельности.

Мастерство учителя определяют многие компоненты, в том числе учет и контроль своей педагогической деятельности. НОПТ, разрабатывая принципы и методы учета, который предстоит целенаправленно наблюдать и изучать. Это первый шаг учета и контроля. Второй состоит в том, чтобы зафиксировать факты, явления и события, выявленные в процессе наблюдения. Третий шаг – критический анализ результатов учета, пора обобщений и выводов, необходимых для принятия оптимального решения.

Учет и контроль – важные функции педагогического труда. Если учет – это система получения измерений результатов труда, их группировка и анализа сведений, выраженных прежде всего в количественных показателях, то педагогический контроль связан с получением информации о содержании, организации, процессе и результатах труда.

Основными школьными методами контроля и учета являются наблюдение, опрос, различные виды контрольных работ, решение задач, опорные схемы и др.

Научная организация труда тесно связана с проблемой принятия оптимальных решений. С принятием решений связан, в конечном счете, любой выбор. Если решение принимается с учетом всех обстоятельств, условий, то его называют оптимальным, а сам процесс выбора и принятия такого решения – оптимизацией.

Оптимальность, как составная часть системы принципов НОПТ и как ведущий принцип группы измерения процесса и результатов труда помогает находить наиболее благоприятное решение, действие, способы, условие и результаты. А это ведет к гуманизации и в конечном счет – научной организации труда.

Материалы по педагогике:

Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе
Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сто ...

Проявление заикания и его формы как одна из проблем современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Навигация