Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Профилактикой таких ошибок являются постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.
У детей из семей мигрантов — выходцев, из разных регионов и носителей различных языков —можно выделить ряд характерных для неславянской речи особенностей звукопроизношения. Во-первых, прослеживается отсутствие мягких вариантов фонем [т'], [д'], [к'], [г']. При этом они либо заменяются на другие (например, [к'] на [ч]), либо употребляются без смягченця. Например: «дэты» (дети). Во-вторых, в родном языке детей нет звука [л'], употребляемого в обратных слогах (в сочетаниях ли, ля, ле, лё, лю этот звук произносится правильно). Например: «дэлфин» (дельфин) или «фасол» (фасоль). Также сюда можно отнести смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным [ы]. Таким образом, слог бы, например, звучит как би: «забил» (забыл).
Постановка вышеуказанных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию или при постановке [т'], [д'] и заднеязычных [к'], [г'] с помощью механического воздействия известным способом. Напомним его: ребенок произносит слог та (или да), логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает язык за нижние зубы, получается слог тя (или дя). Если шпатель логопеда продвигается глубже, то аналогично получается [к'] (или [г']).
Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах (с обязательным уточнением значений), во фразах, стихотворных и связных текстах. Далее приведен речевой материал для автоматизации звуков, чаще всего нарушаемых дошкольниками с двуязычием; При подборе данного материала мы старались не просто перечислить слова, а предложить игровые приемы, помогающие ребенку овладеть параллельно некоторыми грамматическими формами русского языка, расширить его словарный запас.
Представленный речевой материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автоматизация звука [K']
В ударной позиции:
кит, кисть, Ким, Кира, киви, кипа, Киев, килька, кинуть, очки,; кислый, коньки, Аким, накидка,. Никита, охотники, букет, кегли, кепка, кекс, кеды, пакет, макет, пикет, кедр, этикетка, вдалеке, налегке.
В безударной позиции: кивать, кивок, кино, кинофильм, кипеть, кипяток, кило, кисель, домики, садики, яблоки, веники, маки, накипь, накидать, Китай, тонкий, сладкий, глубокий, кефир, кенгуру, бакен, керосин, кефаль, кета, океан, поодиночке, кювет.
Игра «Один — много»
Мишка – мишки; Кошка — . Лягушка —… Коробка — … Ветка — . Ложка — . Чашка — . Вилка — . Тарелка — … Миска — . Ручка — . Соска — . Лодка — . Утка — . Птичка — … Собака — . Маска — . Сумка — . Беседка — … Булка — . Домик — домики; Носок — . Мячик — . Ступенька -…, Линейка - …, Нитка - …
Фиалка — … Мальчик — …Девочка — … Бабушка — …Дедушка —… Булавка — Шапка — . Иголка — …. Бочка — . Листик — Ласточка — , Молоток — . Кубик — . Зайка — . Посылка — . Сосулька — . Ослик — . Клубок — . Полка — . Юбка — . Рука — . Щека — . Куртка — . Кисточка — . Синичка — . Мышка — . Дочка — . Фонарик — . Хозяйка — . Палка — . Банка — . Сосиска — . Ящик — .
Материалы по педагогике:
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре прис ...
Обоснование методики коррекции осанки у детей с задержкой
психического развития 7-8 лет на занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у детей ЗПР 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состоит из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...
Исследование почв Южного Урала как метод
формирования геоэкологического мышления
Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность кот ...