Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Профилактикой таких ошибок являются постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.
У детей из семей мигрантов — выходцев, из разных регионов и носителей различных языков —можно выделить ряд характерных для неславянской речи особенностей звукопроизношения. Во-первых, прослеживается отсутствие мягких вариантов фонем [т'], [д'], [к'], [г']. При этом они либо заменяются на другие (например, [к'] на [ч]), либо употребляются без смягченця. Например: «дэты» (дети). Во-вторых, в родном языке детей нет звука [л'], употребляемого в обратных слогах (в сочетаниях ли, ля, ле, лё, лю этот звук произносится правильно). Например: «дэлфин» (дельфин) или «фасол» (фасоль). Также сюда можно отнести смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным [ы]. Таким образом, слог бы, например, звучит как би: «забил» (забыл).
Постановка вышеуказанных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию или при постановке [т'], [д'] и заднеязычных [к'], [г'] с помощью механического воздействия известным способом. Напомним его: ребенок произносит слог та (или да), логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает язык за нижние зубы, получается слог тя (или дя). Если шпатель логопеда продвигается глубже, то аналогично получается [к'] (или [г']).
Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах (с обязательным уточнением значений), во фразах, стихотворных и связных текстах. Далее приведен речевой материал для автоматизации звуков, чаще всего нарушаемых дошкольниками с двуязычием; При подборе данного материала мы старались не просто перечислить слова, а предложить игровые приемы, помогающие ребенку овладеть параллельно некоторыми грамматическими формами русского языка, расширить его словарный запас.
Представленный речевой материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автоматизация звука [K']
В ударной позиции:
кит, кисть, Ким, Кира, киви, кипа, Киев, килька, кинуть, очки,; кислый, коньки, Аким, накидка,. Никита, охотники, букет, кегли, кепка, кекс, кеды, пакет, макет, пикет, кедр, этикетка, вдалеке, налегке.
В безударной позиции: кивать, кивок, кино, кинофильм, кипеть, кипяток, кило, кисель, домики, садики, яблоки, веники, маки, накипь, накидать, Китай, тонкий, сладкий, глубокий, кефир, кенгуру, бакен, керосин, кефаль, кета, океан, поодиночке, кювет.
Игра «Один — много»
Мишка – мишки; Кошка — . Лягушка —… Коробка — … Ветка — . Ложка — . Чашка — . Вилка — . Тарелка — … Миска — . Ручка — . Соска — . Лодка — . Утка — . Птичка — … Собака — . Маска — . Сумка — . Беседка — … Булка — . Домик — домики; Носок — . Мячик — . Ступенька -…, Линейка - …, Нитка - …
Фиалка — … Мальчик — …Девочка — … Бабушка — …Дедушка —… Булавка — Шапка — . Иголка — …. Бочка — . Листик — Ласточка — , Молоток — . Кубик — . Зайка — . Посылка — . Сосулька — . Ослик — . Клубок — . Полка — . Юбка — . Рука — . Щека — . Куртка — . Кисточка — . Синичка — . Мышка — . Дочка — . Фонарик — . Хозяйка — . Палка — . Банка — . Сосиска — . Ящик — .
Материалы по педагогике:
Роль родителей в контроле за успеваемостью школьников
Главная трудность детей– их желание познавать новое и самосовершенствоваться. Однако нельзя в двух словах объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо в школе, пока у него не сформируется понимание, пока не возникнет желание делать так, как ему говорят старшие. Это уже проблемы воспитания, ...
Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...
Программированное обучение
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века в США, когда психолог Б.Ф, Скиннер при помощи линейных программ рассчитывал повысить эффективность управления учебным процессом. Основная черта программированного обучения состоит в том, что предметное содержание подлежащего изучению м ...