Методология ноосферного образования становится преломлением образовательной ветви ноосферной реальности в общем учении В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу. Она неизбежно, как часть целого, впитает в себя те общечеловеческие ценности и те прозрения гениального ума, которые содержатся в одном из самых великих учений человечества, направленного на самоосознание человечества как единого целого.
Ноосферная образовательная методология и призванные отвечать ей «экологичные» технологии и методики учебного процесса так же неизбежно, «по определению», затрагивают области классической экологии и формирующейся экологической психологии (зкопсихологии), информатики, биологии и других естественных наук. Но они вскрывают и более глубокие пласты гуманитарного знания, ядро духовной культуры, основу которого составляют речь и язык, и лежащее «в основе основ» развития Личности живое образное восприятие окружающего Мира. Вот почему методология ноосферного образования, ставящая своей «сверхзадачей» познание ноосферной реальности и воспитание человека новой формации, творчески одаренной Личности, открыта, станет открытой для широкого круга специалистов, не только педагогов и психологов. Ей необходимо привлечение новых сил, нового круга специалистов, чтобы преодолеть те серьезные методологические трудности, которые на современной стадии развития «природосообразного образования» кажутся если не совсем, то во многом непреодолимыми.
Природособразность
.
Удивительна трактовка понятий «природосообразности» и «биосферосовместимости» образов и образонов. К ним авторы относят и природные, и «вторично-природные» (культурные) образы, принимая марксистское понимание второй, искусственной, природы как продолжения тела человека. Эколог назовет эту трактовку удивительной лишь потому, что как и рыба бывает только первой свежести, так и живая природа, биосфера, не бывает «второй», или искусственной. В противоположность пониманию Маркса и Энгельса, основатель учения о биосфере В.И. Вернадский подчеркивал, на основе научных данных, что « .природа, когда дело идёт о живом, совпадает с биосферой. Другой природы, кроме биосферы, мы не знаем»
Когда в основу природосообразности методики обучения положены образы живой природы, биосферы, они наполняют внутренний мир человека, обогащают его личность, расширяют сферы эмоционального и образного восприятия. Но они выполняют ещё одну, глубинную экологическую функцию: с их помощью реализуется главный экологический принцип - принцип единства живого и его окружения, единства человека и биосферы, о котором уже говорилось.
Опора на природные образы позволяет человеку не прерывать взаимосвязь с биосферой, с целостной планетарной оболочкой Жизни, сохраняя и укрепляя свою Личность, свое единство в Мироздании.
К группе природных образов можно отнести, с некоторой долей условности, и ряд использованных авторами рукотворных и природно-рукотворных образов (торт, водяное колесо, морские узлы, Буратино, соты, и др.). Специалисты, тесно связанные с миром живой природы, могут, конечно, обратить внимание на скудность, биосферную «непредставительность» и неиерархичность первого поколения образов-моделей.
Но впереди ещё долгий путь, и привлечение экологов-профессионалов и специалистов естественных областей знания, может быть, позволит обогатить палитру природных красок-образов (не хочется говорить - «образонов»!).
Сложнее обстоит с группой «образонов», не связанных с миром живой природы, взятых из окружающей ноосферной реальности и принадлежащих к образцам «второй природы». Использование техногенных или рукотворных - не природных - образов не даёт преимуществ и в содержательном отношении.
Все образы, и из «первой», и из «второй природы» на страницах биоадекватных учебников бессистемно перемежаются, и укладываются для их авторов в единое понятие «природосообразности», а ещё лучше (!) –«биосферосовместимости». Современное качество ноосферной реальности ещё слишком далеко от благостного отождествления ее с понятием разумомного, что, к сожалению, на многих страницах книги «Ноосферное образование» и связанных с нею работ звучит рефреном: ноосфера предстает как сфера разума.
Переход биосферы в ноосферу, по В.И. Вернадскому, представляет закономерный, необратимый естественно-исторический процесс. Он не может быть повернут вспять, но реальное его протекание в отдельные исторические периоды может идти с замедлениями или даже с остановками. Достаточно прочитать Крымский дневник В.И. Вернадского (1917-1921 гг.) или письма его к жене, Наталье Егоровне, и репрессированным в годы культа духовно близким его ученикам, чтобы навсегда понять для себя, не искажая больше смысла ноосферы, почему великий мыслитель относил зло к «созданиям ноосферы», к той ноосферной реальности, в которой ему суждено было жить, работать и творить для будущих поколений единого Человечества.
Материалы по педагогике:
Психологические основы письменной речи на старшем этапе
В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации ...
Содержательная основа профессиональной деятельности учителя начальных классов
на занятиях ритмики и хореографии
Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них. Ритмика · дает учащимся элементарные осн ...
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...