Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией » Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Страница 4

Наряду с так называемыми «чистыми» формами встречаются комбинированные формы акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонетических дислалии. M.E. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, несводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

Как уже было отмечено выше, нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо «рыба» ребенок говорит «ыба»), в середине («пароход - паоход») и в конце («шар - ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный «р», когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный «р», когда вибрирует маленький язычок, межзубный «с», боковой «ш», двугубный «л» и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

I) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных «к» и «г» взрывными переднеязычными «т» и «д» («тулак» вместо «кулак», «дудок» вместо «гудок» и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного «с» переднеязычным взрывным «т» («танки» вместо «санки»);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например «с» губно-зубным «ф» («фумка» вместо «сумка» и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо «булка», «субы» вместо «зубы»);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо «раз», «пула» вместо «пила»).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков,- что простая дислалия, если пять звуков и более - сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) – это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм) – это полиморфная дислалия.

В зависимости от того, какие звуки нарушены выделяются следующие виды дефектов звукопроизношения.

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук «с»)- недостатки произношения свистящих («с, с'» «з, з'», «ц» и шипящих («ш», «ж», «ч», «щ») звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы «ро», обозначающей звук «р») - недостатки произношения звуков «р» и «р'».

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы «ламбда», обозначающей звук «л») -недостатки произношения звуков «л» и «л'».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого. Период осмысления надо растягивать на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев. Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебног ...

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Учебная мотивация и развивающее обучение
Важность данного исследования объясняется усиливающимся интересом педагогов и психологов к вопросам эффективности образовательного процесса. Часто, говоря об эффективности обучения, имеют в виду только его образовательные функции, то есть, формирование у учащихся предусмотренных программой знаний и ...

Навигация