Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией

Страница 2

Цель констатирующего эксперимента: определить особенности нарушенного звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

Существует разнообразие методик обследования звукопроизношения у детей с дислалией. Нами была использована методика психолого-логопедического обследования Волковой Г.А.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нами прежде всего изучалось строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения и фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начиналось с проверки строения всех его органов. При этом отмечалось наличие и характер отклонений в строении:

-губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ;

-челюсти: прогения, прогнатия;

-прикус: открытый передний, открытый боковой;

-зубы: редкие, мелкие, отсутствуют, вне челюстной дуги и др.;

-язык: массивный, маленький, укороченная подъязычная уздечка;

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагалось по подражанию выполнить ряд упражнений:

-открыть и закрыть рот;

-удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

-облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу;

-удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

-пощелкать языка (3-5 раз);

-вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);

-надуть щеки;

-имитировать языком положение «трубочки»;

-произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений обращалось внимание на:

-четкость артикуляционных движений;

-быстроту и плавность их воспроизведения;

-умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Обследование звукопроизношения проводилось в следующем порядке:

1. Изолированно - по подражанию логопеду;

2. В открытых, закрытых слогах, со стечением;

3. В словах: односложных, двухсложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; с закрытыми слогами и со стечением согласных (отраженно вслед за логопедом и самостоятельно по картинкам);

4. Во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

5. В связной речи - потешках, загадках, скороговорках, стихотворениях и т.п.

Определялся характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажение звука.

Проверке подлежали следующие группы звуков:

-свистящие: «с», «с'», «з», «з'», «ц»;

-шипящие: «ш», «ж», «ч», «щ»;

-сонорные: «л», «л'», «р», «р'», «м», «м'», «н», «н'»;

-йотированные: «я», «е», «ё», «ю»;

-звонкие и глухие: «б», «п», «в», «ф», «д», «т», «г», «к» и т.д. в твердом и мягком звучании.

Гласные звуки «а», «о», «у», «ы», «и», «э» при дислалии, как правило, сохранны.

Обследование фонематического слуха проводилось в следующих упражнениях:

-выделение звука на фоне слова;

-выделение начального звука;

-определение места звука в слове;

-определение последовательности и количества звуков в слове;

-подбор слов (картинок) на заданный звук;

-дифференциация звуков по противопоставлениям (« точка-дочка», «лук-люк» и т.д.).

В ходе проведения обследования нами использовались следующие виды помощи: показ, объяснение, наводящие вопросы, совместные действия.

Данные всего обследования дополнялись наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Результаты обследования заносились в речевую карту ребенка. После обследования всех детей нами были определены средние показатели по подвижности артикуляционного аппарата и развитию фонематического слуха в группе, которые представлены в приложениях 3, 4 в таблицах 3 и 4.

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, нами были определены 3 уровня звукопроизношения у детей экспериментальной группы (см. приложение 5., таблица 5). Данные распределились следующим образом:

-уровень выше среднего (от 60 % до 100%): ребенок неправильно произносит от 2-х до 4-х звуков, самостоятелен в ответах. Таких детей оказалось трое.

-средний уровень (от 40% до 60%): ребенок неправильно произноси от 5-ти до 7-ми звуков, не сохраняет в памяти инструкцию, часто пользуется помощью логопеда. Таких детей четверо.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей
В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи. 1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей. 2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных кла ...

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально - стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются раз ...

Навигация