Цель констатирующего эксперимента: определить особенности нарушенного звукопроизношения у детей экспериментальной группы.
Существует разнообразие методик обследования звукопроизношения у детей с дислалией. Нами была использована методика психолого-логопедического обследования Волковой Г.А.
При логопедическом обследовании детей с дислалией нами прежде всего изучалось строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения и фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов обследования отдельно.
Обследование артикуляционного аппарата начиналось с проверки строения всех его органов. При этом отмечалось наличие и характер отклонений в строении:
-губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ;
-челюсти: прогения, прогнатия;
-прикус: открытый передний, открытый боковой;
-зубы: редкие, мелкие, отсутствуют, вне челюстной дуги и др.;
-язык: массивный, маленький, укороченная подъязычная уздечка;
В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагалось по подражанию выполнить ряд упражнений:
-открыть и закрыть рот;
-удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);
-облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу;
-удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);
-пощелкать языка (3-5 раз);
-вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);
-надуть щеки;
-имитировать языком положение «трубочки»;
-произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.
При выполнении вышеперечисленных упражнений обращалось внимание на:
-четкость артикуляционных движений;
-быстроту и плавность их воспроизведения;
-умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Обследование звукопроизношения проводилось в следующем порядке:
1. Изолированно - по подражанию логопеду;
2. В открытых, закрытых слогах, со стечением;
3. В словах: односложных, двухсложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; с закрытыми слогами и со стечением согласных (отраженно вслед за логопедом и самостоятельно по картинкам);
4. Во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
5. В связной речи - потешках, загадках, скороговорках, стихотворениях и т.п.
Определялся характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажение звука.
Проверке подлежали следующие группы звуков:
-свистящие: «с», «с'», «з», «з'», «ц»;
-шипящие: «ш», «ж», «ч», «щ»;
-сонорные: «л», «л'», «р», «р'», «м», «м'», «н», «н'»;
-йотированные: «я», «е», «ё», «ю»;
-звонкие и глухие: «б», «п», «в», «ф», «д», «т», «г», «к» и т.д. в твердом и мягком звучании.
Гласные звуки «а», «о», «у», «ы», «и», «э» при дислалии, как правило, сохранны.
Обследование фонематического слуха проводилось в следующих упражнениях:
-выделение звука на фоне слова;
-выделение начального звука;
-определение места звука в слове;
-определение последовательности и количества звуков в слове;
-подбор слов (картинок) на заданный звук;
-дифференциация звуков по противопоставлениям (« точка-дочка», «лук-люк» и т.д.).
В ходе проведения обследования нами использовались следующие виды помощи: показ, объяснение, наводящие вопросы, совместные действия.
Данные всего обследования дополнялись наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.
Результаты обследования заносились в речевую карту ребенка. После обследования всех детей нами были определены средние показатели по подвижности артикуляционного аппарата и развитию фонематического слуха в группе, которые представлены в приложениях 3, 4 в таблицах 3 и 4.
Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, нами были определены 3 уровня звукопроизношения у детей экспериментальной группы (см. приложение 5., таблица 5). Данные распределились следующим образом:
-уровень выше среднего (от 60 % до 100%): ребенок неправильно произносит от 2-х до 4-х звуков, самостоятелен в ответах. Таких детей оказалось трое.
-средний уровень (от 40% до 60%): ребенок неправильно произноси от 5-ти до 7-ми звуков, не сохраняет в памяти инструкцию, часто пользуется помощью логопеда. Таких детей четверо.
Материалы по педагогике:
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...
Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников
из неполных семей
В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи. 1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей. 2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных кла ...
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально - стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются раз ...