Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией

Страница 2

Цель констатирующего эксперимента: определить особенности нарушенного звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

Существует разнообразие методик обследования звукопроизношения у детей с дислалией. Нами была использована методика психолого-логопедического обследования Волковой Г.А.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нами прежде всего изучалось строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения и фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начиналось с проверки строения всех его органов. При этом отмечалось наличие и характер отклонений в строении:

-губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ;

-челюсти: прогения, прогнатия;

-прикус: открытый передний, открытый боковой;

-зубы: редкие, мелкие, отсутствуют, вне челюстной дуги и др.;

-язык: массивный, маленький, укороченная подъязычная уздечка;

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагалось по подражанию выполнить ряд упражнений:

-открыть и закрыть рот;

-удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

-облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу;

-удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

-пощелкать языка (3-5 раз);

-вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);

-надуть щеки;

-имитировать языком положение «трубочки»;

-произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений обращалось внимание на:

-четкость артикуляционных движений;

-быстроту и плавность их воспроизведения;

-умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Обследование звукопроизношения проводилось в следующем порядке:

1. Изолированно - по подражанию логопеду;

2. В открытых, закрытых слогах, со стечением;

3. В словах: односложных, двухсложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; с закрытыми слогами и со стечением согласных (отраженно вслед за логопедом и самостоятельно по картинкам);

4. Во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

5. В связной речи - потешках, загадках, скороговорках, стихотворениях и т.п.

Определялся характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажение звука.

Проверке подлежали следующие группы звуков:

-свистящие: «с», «с'», «з», «з'», «ц»;

-шипящие: «ш», «ж», «ч», «щ»;

-сонорные: «л», «л'», «р», «р'», «м», «м'», «н», «н'»;

-йотированные: «я», «е», «ё», «ю»;

-звонкие и глухие: «б», «п», «в», «ф», «д», «т», «г», «к» и т.д. в твердом и мягком звучании.

Гласные звуки «а», «о», «у», «ы», «и», «э» при дислалии, как правило, сохранны.

Обследование фонематического слуха проводилось в следующих упражнениях:

-выделение звука на фоне слова;

-выделение начального звука;

-определение места звука в слове;

-определение последовательности и количества звуков в слове;

-подбор слов (картинок) на заданный звук;

-дифференциация звуков по противопоставлениям (« точка-дочка», «лук-люк» и т.д.).

В ходе проведения обследования нами использовались следующие виды помощи: показ, объяснение, наводящие вопросы, совместные действия.

Данные всего обследования дополнялись наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Результаты обследования заносились в речевую карту ребенка. После обследования всех детей нами были определены средние показатели по подвижности артикуляционного аппарата и развитию фонематического слуха в группе, которые представлены в приложениях 3, 4 в таблицах 3 и 4.

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, нами были определены 3 уровня звукопроизношения у детей экспериментальной группы (см. приложение 5., таблица 5). Данные распределились следующим образом:

-уровень выше среднего (от 60 % до 100%): ребенок неправильно произносит от 2-х до 4-х звуков, самостоятелен в ответах. Таких детей оказалось трое.

-средний уровень (от 40% до 60%): ребенок неправильно произноси от 5-ти до 7-ми звуков, не сохраняет в памяти инструкцию, часто пользуется помощью логопеда. Таких детей четверо.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Физическая культура школьника
Физическая культура школьника – это социально-детермированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем спец ...

Методика проведения утренней гимнастики
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна ...

Родители как участники учебного процесса
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабиль ...

Навигация